Шеховцова Марина Александровна, учитель информатики МБОУ «СОШ №45 г. Белгорода»
Тема: «Элементный состав объекта»
Цель:
-
Способствовать формированию условий для учебной и практической деятельности учащихся по изучению темы «Элементный состав объекта»;
-
Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
-
Содействовать воспитанию самостоятельности при выполнении заданий.
-
Обеспечить формулирование учащимися выводов, создать условия для формирования умения воспроизводить изученный материал.
Оборудование: рабочая тетрадь для третьего класса, компьютерный класс.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Организационный этап (1-2 мин.)
2. Проверка домашнего задания (1-2 мин)
3. Актуализация новых знаний (1-2 мин.)
4. Усвоение новых знаний и способов действия (8-10 мин.)
5. Закрепление новых знаний и способов действия (10-15 мин.)
6. Информация о домашнем задании (1-2 мин.)
7. Подведение итогов (1-2 мин.).
Ход урока:
Содержание | Техника организации | |||
1.Организационный этап | Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь, пожалуйста. | Проверка готовности | ||
2. Проверка Д/З. | Ребята скажите мне, пожалуйста, что вы делали на прошлом уроке? Что же такое существенные свойства объекта? (Существенным свойство объекта будем считать то или иное свойство объекта (размер, форму, цвет, назначение, элементный состав и т. д.), которое является важным для принятия человеком решения.) У всех получились задания в тетради?
| Проверка домашнего задания | ||
3. Актуализация новых знаний | Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой «Элементный состав объекта» | Знакомство с новой темой | ||
4.Усвоение новых знаний и способов действия | Каждый объект имеет свой элементный состав, поэтому объекты можно сравнивать по элементному составу. Элементный состав объекта является важной составляющей характеристики объекта.
Покажем на примерах, что такое элементный состав.
Рассмотрим, например, карандаш. Он состоит из деревянного корпуса и графитового стержня. Графитовый стержень — это существенный элемент карандаша, так как он определяет его главное назначение — писать, рисовать, то есть оставлять след на бумаге. Корпус служит для того, чтобы не ломался хрупкий графитовый стержень. Корпус — это вспомогательный элемент. Он может быть сделан не из дерева, а из другого материала (например, из пластмассы).
! Выделение тех или иных элементов объекта зависит от элементного состава объекта и цели описания.
Основными составными элементами объекта
«апельсин» являются: апельсиновые дольки, косточки и апельсиновая корка. Составными элементами велосипеда можно назвать: два колеса, раму, руль, сиденье и педали. Представим теперь военного. Например, современного солдата, который стоит на посту, или русского богатыря Илью Муромца.
Построим общую схему, которая отражает элементный состав изображенных объектов: человек, одежда, головной, оружие, обувь.
Схема в данном случае — это очень упрощённое изображение объекта (рисунка). Она отражает только наличие некоторых элементов, важных с точки зрения поставленной цели. А какая у нас цель? Показать, что объект на рисунке — это вооружённый человек, одет в специальную одежду, то есть показать элементный состав изображённого объекта. Заметим, что данная схема равно относится и к древнему богатырю, и к временному солдату. Можно построить ещё одну общую схему, на которой отразить элементный состав тела человека: голову, туловище, руки, ноги.
Что даёт нам знание элементного состава? Мы можем определить, что общего между исследуемыми объектами и чем они отличаются друг от друга.
Выберем для сравнения два объекта: телевизор и компьютер. Рассмотрим их элементный состав.
Телевизор — это объект, созданный руками человека для приёма и передачи информации. Он является приемником информации от телецентра и источником информации для человека, который сидит перед ним и смотрит телепередачу. Для того чтобы принимать информацию от телецентра, у телевизора есть антенна. Для того чтобы человек мог смотреть телепередачу, у телевизора есть экран. Для того чтобы преобразовать сигнал от антенны в видеоинформацию, у телевизора есть специальные устройства, размещенные внутри корпуса.
Компьютер — это объект, созданный руками человека для работы с информацией. Его элементный состав определяется назначением. Важно понимать, что компьютер состоит из аппаратной части (различных устройств) и программной (компьютерных программ). Программы — это закодированные команды для обработки данных. Данные представляют собой закодированную информацию об объектах и хранятся в памяти. Данные обрабатываются программами.
Основные устройства аппаратной части: клавиатура (служит для ввода информации в память компьютера), память (служит для хранения программ и данных), монитор (служит для вывода информации из памяти компьютера для отображения).
Центральным элементом компьютера являет процессор. Он осуществляет преобразование и обработку данных, кодирует информацию при вводе её с клавиатуры и декодирует при выводе на экран монитора или на бумагу.
! Элементный состав — это список частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части.
Таким образом, по элементному составу объекта можно судить о его назначении и действиях.
Главное, что мы должны понять и запомнить 1. Элементный состав объекта — это важная часть его характеристики. 2. Элементный состав — это список частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части. 3. Выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава объекта и от цели описания. 4. По элементному составу объекта можно судить о назначении этого объекта и его действиях. Физминутка: Колобок
|
Изучение нового материала | ||
5.Закрепление новых знаний и способов действия | Знать: 1.Назови элементный состав книги. 2.Назови элементный состав автомобиля. 3.Элементный состав компьютера, который купили Саше: системный блок, монитор, принтер. Какой существенный элемент компьютера забыли купить?
Что называют элементным составом объекта? Найди в учебнике и прочитай вслух.
Физминутка:
Встали и вышли из-за парт.
Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать… Надо на носочки встать.
Работа в тетради: Упр. 1 стр. 44, упр. 2 и 3 стр.45, упр. 4 стр.46
Работа за компьютером.
| Закрепление основных понятий и выполнение практической работы | ||
б. Информация о д/з | РТ: стр.47 упр.5 |
| ||
7. Подведение итогов | Ребята, а с чем мы сегодня с вами познакомились? Что было легко в нашей теме? Я надеюсь, вам понравился наш урок. Оценки за работу на уроке сегодня таковы: … Спасибо за урок. До свидания! |
|