Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»

Конспект урока по информатике

в 8 классе

«Кодирование информации»

подготовила

учитель информатики

Фаляхова А.З

г.Нижнекамск 2011

Кодирование информации

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.

Воспитательная – способствовать воспитанию информационной культуры и целеустремленности.

Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.

Организационный момент: учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока и его цель.

Актуализация опорных знаний и умений:

Вопросы для повторения.

  1. Какие типы знаков применяются в человеческом общении? (Зрительные, слуховые, осязательные.)

  2. Для чего человеком используются знаки? (Для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.)

  3. Приведите примеры знаков.

  4. В чем различие между иконическими знаками и символами?

Изучение нового материала:

Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические элементы и т.п.

Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования (обратное преобразование).

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

Существуют три основных способа кодирования текста:

  1. графический – с помощью специальных рисунков или значков;

  2. числовой – с помощью чисел;

  3. символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом.

Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.

  1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (Бороться и искать, найти и не сдаваться):

  1. С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например,

Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом.

В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода).

Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах.

Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13).

Первый две цифры (или три) – код страны;

следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия);

другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет);

последняя цифра – контрольная.

Штрих-код страны можно определить по следующей таблице:

Штрих-код Страна

Штрих-код Страна

Штрих-код Страна

00-09 США и Канада

    1. Франция

  1. Болгария

  1. Словения

385 Хорватия

400-440 Германия

460-469 Россия и СНГ

471 Тайвань

474 Эстония

475 Латвия

477 Литва

480 Филиппины

482 Украина

484 Молдова

489 Гонконг

45-49 Япония

50 Великобритания

520 Греция

529 Кипр

535 Мальта

539 Ирландия

54 Бельгия и

Люксембург

560 Португалия

569 Исландия

57 Дания

590 Польша

599 Венгрия

600-601 ЮАР

611 Марокко

619 Тунис

64 Финляндия

690 Китай

70 Норвегия

729 Израиль

73 Швеция

740-745 Панама, Гватемала,

Коста-Рика,

Сальвадор,

Гондурас, Никарагуа

750 Мексика

759 Венесуэла

76 Швейцария

770 Колумбия

773 Уругвай

775 Перу

779 Аргентина

780 Чили

786 Эквадор

789 Бразилия

80-83 Италия

84 Испания

850 Куба

858 Словакия

859 Чехия

860 Югославия

869 Турция

87 Нидерланды

880 Южная Корея

885 Таиланд

888 Сингапур

890 Индия

899 Индонезия

90-91 Австрия

93 Австралия

94 Новая Зеландия

995 Малайзия

По штрих-коду можно узнать поддельны ли товар. Для этого нужно произвести следующие арифметические действия:

  1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях:

6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12

  1. Сумму умножить на 3:

12 · 3 = 36

  1. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры:

4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15

  1. Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий:

36 + 15 = 51

  1. От результата отбросить первую цифру:

получим 1

  1. И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте:

10 – 1 = 9.

Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный.

В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный.

Рассмотрим еще один способ кодирования информации.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

  1. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.

Закрепление нового материала:

По штрих-код определить страну изготовителя и подлинность товара (каждому выдается несколько индивидуальных карточек с различными штрих-кодами). Каждый учащийся, используя рассмотренный алгоритм должен определить по последней (контрольной) цифре подлинный товар или нет.

Постановка домашнего задания: § 1.2.3, вопросы к параграфу, конспект, найти штрих-код и по нему определить страну изготовителя и подлинность товара.

Подведение итогов урока: учитель объявляет и комментирует оценки за работу на уроке.

Список использованной литературы

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.

  3. Газета «Информатика», № 44, 2004г.

  4. Газета «Информатика», № 8, 2005г.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here