Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Смоленской области
«Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 9»
«Работа над ошибками», как один из видов самостоятельной работы учащихся в условиях реализации ФГОС НОО
Автор: учитель начальных классов Антонова И. Д.
2014г.
«Работа над ошибками», как один из видов самостоятельной работы учащихся в условиях реализации ФГОС НОО
Организация работы над ошибками на уроках русского языка имеет следующие цели:
-
контроль за уровнем достижений предметных планируемых результатов;
-
оценка готовности учащихся решать учебно-практические задачи;
-
оценка уровня сформированности и формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Данный вид самостоятельной работы может состоять из двух частей.
-
Часть
При проверке письменных работ учащихся (текущих, контрольных, творческих) по русскому языку, учитель может подчеркнуть допущенные ошибки на изученные орфографические правила, не исправляя их. Например, «в москве». А ошибки на неизученные правила учитель подчёркивает и исправляет. Выполняя работу над ошибками, ученик самостоятельно исправляет допущенные ошибки (их уже подчеркнул учитель). Данная форма деятельности способствует формированию такого метапредметного регулятивного универсального учебного действия, как самоконтроль.
-
Часть
При проверке письменных работ учащихся по русскому языку учитель не только подчёркивает допущенные ошибки, но и на полях тетради указывает номера орфограмм соответственно «Памятки для работы над ошибками». Памятка предлагает ученику алгоритм действий для выполнения данного задания. Учащийся записывает номер орфограммы, находит на строке слово с подчёркнутой ошибкой, выполняет необходимые записи. Данная форма деятельности направлена на формирование регулятивных и познавательных (логических) универсальных учебных действий.
Памятка для работы над ошибками
(предмет: русский язык, для учащихся 3-4 классов)
-
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
-
Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни! Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
-
Мягкий знак (ь) — показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную букву перед ним. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: ель, пень, коньки, мальчик, пальто.
-
Правописание гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, мыши, ерши.
-
Правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (а, о, е, и, я).
1. Выпиши слово правильно. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. В корне подчеркни безударную гласную. 5. Подбери и запиши проверочное слово. 6. Запиши примеры слов с этой орфограммой.
(волны-волна, червь-червивый)
6. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов.
1. Выпиши слово правильно. Используй орфографический словарь для (определения) уточнения написания слова. 2. Запомни, как оно пишется.
7. Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
1. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. 2. Обозначь корень, подчеркни парный согласный. 3. Подбери и запиши проверочное слово, подчеркни парный согласный. 4. Запиши примеры слов с этой орфограммой.
(сказка-сказать, шапка-шапочка)
8. Прописная буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши примеры слов на эту орфограмму.
Делай так: Илья, Андрей, Иван.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические названия пишутся с прописной буквы.
9. Правописание разделительного мягкого знака (ь).
Выпиши слово правильно. Подчеркни (ь) и гласную букву после него (и, е, ё, ю, я). Запиши примеры слов на эту орфограмму.
Делай так: соловьи, платье, листья.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется внутри корня или на стыке корня и окончания, перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
10. Правописание двойных согласных в корнях слов.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши примеры слов с этой орфограммой.
Делай так: группа, классный, килограмм.
11. Правописание гласных и согласных в приставках.
Выпиши слово правильно, обозначь в нём приставку. Запиши примеры слов с этой приставкой.
(подорожник, поехал, послушная)
12. Правописание приставки со словом.
Выпиши слов с приставкой правильно. Обозначь приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с другими приставками.
( написал, записал, переписал)
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется со словом слитно.
13. Правописание предлога со словом.
Выпиши слово вместе с предлогом правильно. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно.
Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — слово. Предлог пишется раздельно с другими словами. Перед глаголами предлоги не пишутся!
14. Правописание разделительного твёрдого знака (ъ).
Выпиши слово правильно. Обозначь приставку. Подчеркни (ъ) и гласную букву после него (е, ё, ю, я). Запиши примеры слов на эту орфограмму.
(подъехал, объявление)
Запомни! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я.
15. Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.
1. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. 2. Обозначь корень, подчеркни непроизносимый согласный. 3. Подбери и запиши проверочное слово, подчеркни непроизносимый согласный. 4. Запиши примеры слов с этой орфограммой.
(капустный — капуста, звёздный — звезда)
16. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
1. Выпиши существительное с правильным окончанием. Обозначь окончание. 2. Поставь его в начальную форму и определи тип склонения. 3. Задай вопрос к существительному и определи падеж. 4. Можно проверить окончание с помощью слова-помощника, имеющего ударные окончания.
(на полянке — полянка, 1 скл., (на чём?), П. п., окончание -е-; на земле)
17. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Обозначь окончание в вопросе и у прилагательного.
(к цветку (какому?) красивому)
18. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1. Выпиши глагол правильно. 2. Запиши начальную ( неопределённую) форму глагола. 3. Подчеркни гласную перед -ть. 4. Определи спряжение глагола (Не забудь проверить: может этот глагол является глаголом исключением!). 5. Запиши личное окончание глагола.
(пишет — писать, не исключение, 1 спр., -ет-;
видишь — видеть, исключение, 2 спр., -ишь-)
19. Правописание частицы «не» с глаголами.
Выпиши глагол с частицей «не» правильно. Укажи часть речи (глагол). Запиши примеры слов на эту орфограмму.
Делай так: не пришёл (глагол), не выучил (глагол), не знал (глагол).
20. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Укажи время, лицо и число глагола. Запиши примеры слов на эту орфограмму.
Делай так: пишешь (наст. вр., 2-е лицо, ед. ч.), думаешь (наст. вр., 2-е лицо, ед. ч.).
21. Правописание предлогов с местоимениями.
Выпиши местоимение с предлогом правильно. Укажи часть речи (местоимение). Запиши примеры слов на эту орфограмму.
Делай так: у нас (местоимение), ко мне (местоимение), перед нами (местоимение).
22. Прочие ошибки.
Выпиши слово правильно. Подчеркни букву, при написании которой была допущена ошибка.
Делай так: нашёл, скворцы, братец.