Урок 3 класс

Тема: «Декодирование информации»

Цели:

  • обобщить знания учащихся о действиях с инфор­мацией;

  • познакомить учащихся с действием, обратным ко­дированию, — с декодированием информации; раскрыть смысл понятия «декодирование» на при­мерах;

  • научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование.

  • инициировать умственную деятельность учащихся
    при обобщении сведений о действиях с информа­цией;

  • совершенствовать аналитические навыки учащих­ся при выполнении заданий на преобразование ин­формации из одной формы в другую;

  • развивать информационную культуру учащихся

Ключевое понятие: декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

действия с информацией, прием информации, сообще­ние, смысл, форма представления информации, прави­ло, кодирование информации

Обеспечение урока:

  • учебник (§ 10),

  • рабочая тетрадь № 1,

  • демонстрационный ПК (нужен мультимедиа-проектор),

  • презентация к уроку, кодовые таблицы, диагностическая карта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала(Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением).

Активизация знаний учащихся проводится с помощью экспресс-опроса. Вопросы:

    • Зачем люди кодируют информацию?

    • Привести примеры кодирования информации.

    • В чем заключается кодирование с помощью алфа­вита? Как называются таблицы, которые помогают вам при кодировании сообщений?

    • Меняется ли смысл сообщения при кодировании? А что при этом изменяется?

  1. Объяснение нового материала

Изложение новой темы ль проводится в виде рассказа учителя о декодировании информации

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при работе с компьютером мы постоянно имеем дело с кодированием и декодированием информации. В слу­чае заинтересованности учащихся на этом можно оста­новиться более подробно.

  1. Работа в рабочей тетради №1

При решении информационных задач необходимо, чтобы на каждой парте имелись необходимые кодовые таблицы.

Учитель обращает внимание детей на то, что деко­дирование осуществляется по определенным правилам. Все упражнения нацелены на отработку навыков деко­дирования по различным правилам.

В упражнении 1 учащимся предлагается декодиро­вать информацию, представленную в форме рисунка. Требуется представить ее в форме описания (в виде тек­ста).

В упражнении 2 цвета светофора можно рассматри­вать как один из способов кодирования информации. Учащиеся должны соединить поля стрелками по смыслу.

Правильный ответ:

Для решения упражнения 3 учащиеся пользуют­ся кодировочными таблицами с алфавитом. Учащиеся проводят декодирование слов по номерам букв в алфа­вите. Учитель может напомнить учащимся, что код для буквы имеет два разряда, а также рекомендовать учащимся обратить внимание на первый десяток букв алфавита.

Правильный ответ:

А)

12 16 15

12 16 20

12 10 20

Код

Кот

Кит

Б)

23 13 06 02

0915 01 12

09 03 21 12

Хлеб

Знак

звук

В)

14 29 26 30

25 10 19 13 16

02 21 12 03 01

Мышь

число

буква

Г)

12 16 19 14 16 19

20 06 12 19 20

24 10 22 18 01

Космос

Текст

цифра

Упражнение 4. В тексте учебника дано подробное описание «шифра Цезаря». Для пояснений учитель также может использовать схему на стр. 58 учебника или в рабочей тетради. Учащиеся выполняют зада­ние, используя правило Цезаря. (Правильный ответ: а) звук, знак, мышь; б) носитель, диск, азбука; в) сло­во, язык, алфавит; г) сканер, стол, класс; д) код, файл, текст.)

  1. Компьютерный практикум

Выполнение заданий в УМК «Фантазия»

Подведение итогов

При подведении итогов следует обратить внимание на все аспекты, которые были отражены в изложении нового материала:

    • декодирование информации — действие с инфор­мацией, обратное кодированию; декодирование сообщения происходит по известно­му правилу, использованному при кодировании;

    • смысл сообщения человек может понять после его декодирования.

  1. Домашнее задание

    • Прочитать текст учебника — § 10 «Декодирование информации».

    • Ответить на вопросы в конце параграфа.

    • В рабочей тетради № 1 выполнить задания №4.

    • Записать в рабочую тетрадь новые слова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here