8 класс
Информатика
Тема: Алфавитный подход к определению количества информации.
Цель урока:
Образовательная.
-
Формирование понятия алфавитного подхода к определению количества информации.
-
Определение количества информации, используя алфавитный подход.
-
Повышение уровня учебной мотивации.
Развивающая.
-
Развитие логического мышления через установление связей между изученными темами («Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания», «Определение количества информации») с новым материалом.
-
Развитие внимания, аналитического мышления через решение задач с использованием ранее изученного материала и новых формул.
-
Расширение кругозора через дополнительный материал (введение понятий «мощности алфавита», «достаточного алфавита»).
Воспитывающая.
-
Умение достигать своей цели.
-
Формирование самостоятельности и ответственности при изучении и закреплении нового материала.
-
Проявление бережного отношения к здоровью ученика и используемым учебным ресурсам.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, проблемное изложение, репродуктивный, коммуникативный
Оборудование: компьютеры (ОС Windows, браузер), доступ в сеть Интернет
Задачи:
-
Проверить усвоение знаний учащихся по темам «Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания», «Определение количества информации».
-
Познакомить с понятиями «алфавит», «мощность алфавита», «алфавитный подход».
-
Научить рассчитывать количество информации в сообщении.
-
Закрепить навыки решения задач, используя тестовые задания в электронном варианте.
Тип урока – комбинированный.
| 1мин. |
| 10 мин. |
| 7 мин. |
| 13 мин. |
| 1 мин. |
| 12 мин. |
| 1 мин. |
Ход урока:
1. Организационный момент.
-
Приветствие.
-
Отмечаю отсутствующих.
-
Проверяю готовность учащихся к уроку.
-
Организую внимание учащихся на уроке.
Заранее готовлю доску:
Дата Классная работа Алфавитный подход к определению количества информации
|
|
2. Повторение ранее изученного материала.
Итак, мы начинаем наш урок. Перед объяснением нового материала повторим ключевые моменты прошлых уроков по теме «Количество информации»
Ответы | |
1. Слайд №1
|
|
Дать индивидуальные задания 3-4 человека |
|
2. Чему равно число возможных сообщений у обычной монеты? | 2 |
3. Чему равно число возможных сообщений в русском алфавите, если использовать только заглавные буквы? Если исключить букву «Ё»? | 33
32 |
4. Назвать формулу, связывающую число возможных сообщений и количество информации.
| N=2I, где N – число возможных сообщений, I – количество информации, которое несет каждое сообщение. |
5. Слайд №2
|
|
6. Вспомним единицы измерения информации. Назвать наименьшую единицу измерения информации. Вспомним основные соотношения битов, байтов, килобайтов. Слайд №3
|
|
Используя эту информацию решим задачию |
|
6. Слайд №4
|
I=3 бита |
7. Слайд №5
|
N=32 операции |
8. Слайд №6
|
8192 бита |
Мы вспомнили основные моменты, которые нам понадобятся при изучении новой темы. Слайд №7
|
Обобщение повторения. |
Мы продолжаем знакомиться с разделом «Количество информации». Тема нашего урока «Алфавитный подход к определению количества информации». Сегодня мы рассмотрим понятия «алфавит, «мощность алфавита» и научимся определять количество информации в сообщении, используя алфавитный подход – это и будет целью нашего урока.
Итак, цель урока: знакомство с алфавитным подходом определения количества информации и использование этого подхода для решения задач. Задачи по данной теме присутствуют в тестовых заданиях ГИА (государственной итоговой аттестации) и ЕГЭ (едином государственном экзамене) по информатике.
3. Объяснение нового материала.
Работа в тетрадях. | |
1. | 1. Записать дату, тему урока |
Пусть информационное сообщение кодируется с помощью знаковой системы, алфавит которой состоит из N знаков. Что – же такое алфавит? То есть это конкретные символы и буквы. Например: АБВ…Я – алфавит русского языка. Числовой алфавит десятичной системы счисления — цифры от 0 до 9, с помощью которых можно записать любое десятичное число. Количество знаков в алфавитах разное как мы видим из этих примеров и в связи с этим мы вводим еще одно понятие «мощность алфавита».
Слайд №8
|
2. Записать определение алфавита. 3. Записать примеры русского и числового алфавитов.
4, Записать определение мощности алфавита. 5. Привести примеры. |
Обратимся к формуле N=2I N – это количество возможных сообщений, I – количество информации одного такого сообщения. Применим эту формулу к алфавиту русского языка, пока беря во внимание, использование только строчных букв. Следовательно: количество возможных букв N=33, а это и есть мощность алфавита. В качестве вывода записываем в тетрадь:
Слайд №9
|
6. Записать формулу N=2I N – это количество знаков в алфавите (мощность ), I – количество информации, которое несет один знак..
|
Слайд №10
| 7. N=32 N=2I 32=2I => I=5 битов Iс=I*K, Iс— количество информации в сообщении, I – количество информации, которое несет один знак, K – количество знаков.
|
Слайд №11
| 8. При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы |
4. Закрепление.
Используя алфавитный подход решим вместе ряд задач. После того как задачи будут разобраны и решены, каждый сядет за компьютер для самостоятельного решения задач по нашей теме.
Ответы | |
Слайд №12
|
N=8 |
Слайд №13
|
N=16 |
Слайд №14
|
Ic=12 битов |
Слайд №15
|
Обобщение закрепления. |
|
Ic= 450 бит |
|
2 Кбайта |
Примечание. Тесты являются электронным образовательным ресурсом. Для того, чтобы открыть тест нужно нажать: открыть с помощью, Интернет.
5. Домашнее задание.
§1.3.3, с. 32 № 1.8, 1.9.
6. Контроль усвоенности знаний и навыков решения задач по новому материалу.
На панели задач две необходимые нам для работы программы. Какой челочек нужно использовать, чтобы развернуть программы?
Работа учащихся с тестом в компьютерном варианте.
Задания по карточкам (для учащихся, кто справился с тестом)
7. Подведение итогов.
Комментирую оценки учащихся.
Приложение
Тест
1. Чему равно число возможных сообщений у четырехгранной симметричной пирамидки?
А)1; Б)2; В)3; Г) 4.
2. Алфавит содержит 16 знаков. Какое количество информации несет каждый такой знак?
А)4бита; Б)2бита; В)3бита; Г) 5битов.
3. Найти число возможных вариантов составления мозаичной картины, если один элемент мозаики несет в себе количество информации равное 6 битам?
А)34; Б)32; В)64; Г)128.
4.Какое равенство справедливо?
А)1бит=8байтов; Б)1байт=8битов; В) 1байт=1024бит; Г)1Кбайт=1024Мбайт.
5. Какое количество информации несет в себе один двоичный символ.
А)1бит; Б)8битов; В) 2байта; Г)10битов.