Урок по информатике на тему «Деревья и графы»
Цель: сформировать представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы, закрепить умения строить графы, осуществить контроль знаний, усилить междисциплинарные связи школьном образовании.
Задачи:
-
Образовательные: проверить знания, полученные на предыдущем уроке, познакомить с понятиями иерархия, иерархическая система, дерево, совершенствовать умения строить графы при решении задач в различных учебных предметах.
-
Развивающие: развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, развитие умений делать анализ, выделяя объекты и обозначая связи между ними.
-
Воспитательные: воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности.
-
Здоровьесберегающая: соблюдение правил ТБ, смена деятельности обучающихся во избежание переутомления.
План урока (45 мин).
-
Организационный момент (1 мин.)
-
Проверка домашнего задания (3 мин.)
-
Актуализация и закрепление изученного материала (23 мин.)
-
Тест
-
Знакомство с новым видом графов – деревьями
-
Домашнее задание
-
Работа в группах
V. Выполнение практической работы (15 мин.)
-
Практическая работа (7 мин.)
VI. Подведение итогов урока (2 мин.)
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Повторение Техники безопасности в кабинете информатики.
-
Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются тетрадями с домашним заданием и оценивают друг друга.
III. Актуализация и закрепление изученного материала
Тест.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (графы, схемы)
А сейчас повторим тему прошлого урока и выполняем тест. Поменяйтесь выполненным тестом с соседом и проверьте его.
Критерии оценивания: всего 10 вопросов, «5» 10-8 правильных ответов, «4»7-5, «3» 4-3, «2» 2,1,0 правильных ответов.
Знакомство с новым видом графов – деревьями
-
-У вас еще было одно домашнее задание, узнать свою родословную. Как вы изобразили свою родословную? (с помощью дерева). А какая тема была на прошлом уроке? Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего занятия. И так, тема нашего урока «Деревья». Откроем тетради и запишем тему урока. А теперь сформулируем цель нашего урока (Знакомство с новым видом графов – деревьями).
Иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях «является разновидностью», «входит в состав» и других отношениях подчиненности, называются иерархическими системами (системами с иерархической структурой).
Запишем определение в тетрадь. Иерархия- это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Например, иерархическую структуру имеет школа, потому что в ней установлены следующие отношения подчиненности: директор — заместители директора — учителя — ученики.
Ребята, попробуйте привести свои примеры иерархии. ( например, родословная).
Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.
Обычно у дерева, представляющего иерархическую систему, выделяется одна главная вершина, которая называется корнем дерева. Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка — обозначенный ею объект входит в один класс верхнего уровня. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня. Такой принцип связи называется «один ко многим». Вершины, не имеющие порожденных вершин, называются листьями».
Запишем определения в тетрадь.
По иерархическому принципу организована система хранения файлов во внешней памяти.
Как вы думаете, что в информатике составлено по иерархическому типу? (система хранения файлов).
Вы знаете, что по определенному признаку (принадлежность, назначение, содержимое, время создания и т. д.) файлы целесообразно объединять в
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре, можно указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл.
Например, пути к файлам на рис. 2.35 можно записать так: С:ПроектыИстория
С:ПроектыИнформатика
С:Рисунки
-Ребята, есть вопросы по данной теме? Всем ли понятно? -Сейчас проверим как вы поняли данную тему. Разделитесь на две группы, каждой группе будет дано задание, назовите корень и листья деревьев. Время выполнения 2 минуты. Критерии оценивания: «5» -все верно, «4» — неверно названы корень или листья , «3» — неверно названы корень и листья, «2» — не выполнено
(оценивание группы)
-Откройте дневники и запишите домашнее задание, повторить 2 главу. V . Выполнение практической работы 1. Выполнение практического задания на построение генеалогического древа вашей семьи в программе Microsoft Word . Для этого откройте файл Генеалогическое древо и заполните окошки фамилиями с именами и отчествами ваших родственников и себя. Если окошек недостаточно, то вы можете добавить элементы дерева самостоятельно, используя панель рисования.
2. Дополнительное задание по раздаточному материалу для тех, кто раньше выполнил основное задание. VI . Подведение итогов урока Обобщение деятельности учащихся на уроке (степень выполнения поставленных задач). Выставление оценок заполнение индивидуальной карты. Выставление общей оценки за урок.