МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического заместитель директора директор школы
объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /
28 . 08 . 2013 г. 29 .08. 2013 г. 29. 08. 2013 г.
Протокол № 1
Рабочая программа
специального курса
«КВАНТ»
11 класс
2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Качульская СОШ»
Каратузского района
Красноярского края
Кармышева Т.И
Пояснительная записка
Особенность изучения специального курса «Квант» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, получить навыки по решению нестандартных задач. Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Данный курс «Квант» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 11 классов и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой и историей).
Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм могут использоваться также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель — создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество. «Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности» (Клайн). В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. Таким образом, программа применима для различных групп школьников.
Цель данного курса:
-
оказание индивидуальной помощи выпускнику
при подготовке к экзаменам
Задачи курса:
-
систематизация знаний учащихся о различных типах уравнений;
-
обобщение сведений о функциях и их свойствах;
-
развитие логического мышления;
-
расширение кругозора учащихся;
-
систематизация знаний учащихся о различных типах неравенств;
-
изучение алгоритма решения уравнений с модулем;
-
формирование умений и навыков по решению заданий ЕГЭ.
Ожидаемый результат изучения курса
учащийся должен
знать/понимать:
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
-
решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
иметь опыт:
-
работы в группе на занятиях;
-
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
Учебно-тематический план
Тема занятия | Коли-чество часов | Дата проведения | ||
План | Факт | |||
| Текстовые задачи | 2
| 3.09 10.09 |
|
| Тождественные преобразования алгебраических выражений | 1 | 17.09 |
|
| Тождественные преобразования выражений с корнем | 1 | 24.09 |
|
4 | Рациональные уравнения | 1 | 1.10 |
|
5 | Иррациональные уравнения | 2 | 8.10 15.10 |
|
6 | Системы уравнений | 1 | 22.10 |
|
7 | Рациональные неравенства и системы неравенств |
1 | 29.10 |
|
8 | Модули. Уравнения и неравенства с модулем | 2 | 12.11 19.11 |
|
9 | Логарифмы | 2 | 26.11 3.12 |
|
1 0 | Логарифмические уравнения | 2 | 10.12 17.12 |
|
1 1 | Показательные уравнения | 1 | 24.12 |
|
1 2 | Показательные неравенства | 2 | 14.01 21.01 |
|
1 3 | Тригонометрические функции и выражения | 2 | 28.01 4.02 |
|
1 4 | Тождественные преобразования степенных выражений | 2 | 11.02 18.02 |
|
1 5 | Тождественные преобразования логарифмических выражений. | 2 | 25.02 4.03 |
|
1 6 | Решение логарифмических неравенств. | 3 | 11.03 18.03 1.04 |
|
1 7 | Интегралы и производные | 2 | 8.04 15.04 |
|
1 8 | Геометрические задачи | 3 | 22.04 29.04 |
|
1 9 | Задачи на проценты | 2
| 6.05 13.05 20.05 27.05 |
|
Основное содержание курса
-
Текстовые задачи.
Решение задач с помощью уравнений. Исторические сведения.
2. Тождественные преобразования выражений.
Историческая справка о развитии понятия числа. Алгебраические выражения
и выражения с корнем.
3. Основные законы и формулы алгебры.
Основные законы алгебры. Исторические справки.
4.Уравнение.
Рациональные и иррациональные уравнения. Корни уравнения.
Показательные и логарифмические уравнения.
5.Неравенства
Определение и классификация неравенств. Алгоритм решения линейного
неравенства. Неравенства, решаемых методом интервалов. Примеры задач,
сводящихся к решению неравенств. Показательные и
логарифмические неравенства.
-
Логарифмы.
Определение логарифма. Классификация заданий. Алгоритм решения логарифмического уравнения, неравенства. Примеры задач.
-
Интегралы и производные.
Производная. Формулы и правила дифференцирования.
Литература
-
Белошистая А.В. «Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену», М.: «Экзамен», 2007
-
Гесева К.С., ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов. СПб.: Тригон, 2006-2012г.
-
Единый государственный экзамен по математике (2007-2013г), подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
Кочагин В.В. ЕГЭ-2009. Математика. Тематические тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008г.
-
Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, сборник заданий. Москва, «Дрофа» 2010г.
-
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9, Москва, «Просвещение»,2006г.
-
Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
-
Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
-
Глейзер Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1982