Романова Эльвира Николаевна

МБОУ СОШ №3, г.Сургут

Учитель информатики

9 класс

Тема урока: ДОМАШНЯЯ БУХГАЛТЕРИЯ

( Электронная таблица: основные понятия)

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная работа.

Приёмы деятельности учителя: организация самостоятельной деятельности обучающихся.

Используемая технология: технология развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Основные понятия: книга, лист, ячейка, диапазон ячеек, тип данных, формула, формат данных, домашняя бухгалтерия.

Обеспечение урока:

  • персональный компьютер;

  • интерактивная доска;

  • мультимедиа проектор;

  • программа Microsoft Excel.

Цель урока: формирование первичных навыков работы с электронной таблицей.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • сформировать представление о назначении электронной таблицы; структуре окна приложения; структуре файла, созданного в табличном процессоре Microsoft Excel; о типах форматах данных, используемых в приложении;

  1. Развивающие:

  • развивать способность учащихся анализировать информацию;

  • активизировать познавательную активность учащихся;

  • развивать образное, критическое мышление;

  • формировать творческий подход к работе.

  1. Воспитательные:

    • воспитывать ответственное отношение к делу;

    • формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;

    • воспитывать коммуникабельность в общении со сверстниками;

    • повышать интерес к занятиям информатикой.

План урока:

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.(10-15 мин.)

  2. Изучение новой темы (10-15 мин)

  3. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения (15-20 мин)

Практическая работа №1 (приложение 1);

  1. Итог урока (3-5 мин.)

Рефлексия (вопросы на закрепление);

Домашнее задание;

Спасибо за работу.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Актуализация знаний (10-15 мин)

Фронтальная работа.

Здравствуйте, рада вас видеть (Отмечаю присутствующих/отсутствующих на занятии).

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение технологии обработки числовой информации с помощью прикладных программ.

С одной из программ обработки числовых данных — программой Калькулятор мы знакомы.

Вопрос: Предлагаю вспомнить основные возможности программы Калькулятор?

(Ответы учащихся: выполнение основных арифметических действий; перевод чисел из одной системы счисления в другую; нахождение факториала числа и т.д.).

Вопрос: Какие профессии связаны с обработкой числовой информации?

(Ответы учащихся: с обработкой числовой информации связана работа экономистов, бухгалтеров, инженеров, работников статистических служб и т.д.).

Совершенно верно, этим специалистам необходимо обрабатывать большие массивы числовых данных.

Вопрос: Как вы считаете, ваши родители ведут домашнюю бухгалтерию, расчитывают бюджет семьи (планируют будущие покупки, фиксируют)?

(Ответы учащихся: Да, конечно, родители постоянно что-то расчитывают, планируют покупки, считают затраты).

Вопрос: Я могу сказать, что они работают с числовыми данными?

(Ответ учащихся: да).

Вопрос: Если бы каждый из вас вёл домашнюю бухгалтерию, как вы думаете, в каком виде вам было бы удобнее представлять числовые данные?

(Ответы учащихся: В виде таблиц).

Учитель: Верно, числовые данные удобно представлять в виде таблиц. Для обработки числовых данных в виде таблиц созданы специальные программы – табличные процессоры (интерактивные электронные таблицы).

В настоящее время самое интересное и полезное для нас с вами, научиться грамотному ведению домашнего хозяйства в недалёком будущем, в частности, умению экономить. Другими словами, научиться считать деньги или вести домашнюю бухгалтерию.

Домашняя бухгалтерия – это очень хороший способ минимизировать свои затраты. Этого можно достигнуть, если придерживаться правила: регулярно записывать все свои расходы.

Вопрос: Как вы думаете, для чего надо знать свои расходы?

(Ответ учащихся: чтобы в будущем планировать свои покупки, экономить финансы, понять за счет чего увеличиваются траты).

Учитель: От умения вести домашнюю бухгалтерию многое в семье зависит. И было бы очень удобно для расчётов использовать табличный процессор.

Итак, предлагаю сформулировать тему нашего урока.

(Ответы учащихся: Домашняя бухгалтерия).

II. Изучение новой темы (10-15 мин)

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и тему урока: Домашняя бухгалтерия (Электронная таблица: основные понятия). Слайд 1.

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Ответы учащихся: научиться вести домашнюю бухгалтерию).

Учитель: чтобы достичь цели урока, нам необходимо решить следующие задачи: Слайд 2.

  • Познакомиться с программой для обработки числовых данных;

  • Закрепить полученные знания при выполнении практической работы (ввод данных в ячейки ЭТ, определение формата данных, работа с функцией суммирования).

В пакете прикладных программ MS Office есть специальная программа для обработки числовых данных, организованных в таблицы, называется Microsoft Excel.

Слайд 3.Excel (англ.) – выдающийся, превосходящий другие. Действительно, с помощью данной программы без особого труда можно выполнять сложные расчёты – экономические, инженерные и т.д., составлять отчёты, создавать математические модели, строить графики и диаграммы, создавать текстовые программы.

Можно сказать, что Excel – это большой и мощный калькулятор с множеством функций и возможностей. Но это вовсе не означает, что нам нужно уметь пользоваться всем тем, что «умеет» эта программа. Мы с вами научимся работать с формулами, производить расчёты, строить графики и диаграммы.

Учащиеся самостоятельно изучают новую тему, представленную в виде презентации (за закреплённым компьютером). Учитель даёт необходимые комментарии.

Слайд 4. Для запуска программы можно воспользоваться главным меню рабочего стола Пуск /Программы/Microsoft Office/Microsoft Excel. Либо нажать на панели быстрого доступа соответствующую иконку.

Слайд 5-8 Основные элементы окна программы Microsoft Excel такие же, как и в программах Microsoft Word, Microsoft PowerPoint: строка заголовка, меню и панели инструментов, рабочее поле, полосы прокрутки и т.д.

Но есть отличия:

Слайд 9.

  • документ, созданный в электронной таблице называется Книга, он имеет расширение xls, xlsx;

  • отдельные элементы книги называются Лист1, Лист2, Лист3. Книга первоначально содержит три листа (при необходимости их можно добавлять, удалять, менять местами, переименовывать);

  • рабочее поле представлено в виде таблицы;

Слайд 10.

  • каждый столбец имеет буквенное обозначение: А, В, С, D, …;

  • каждая строка имеет номер: 1, 2, 3, …;

  • ячейка — наименьшая структурная единица электронной таблицы;

Слайд 11.

  • каждая ячейка имеет имя (адрес), состоящее из названия столбца и номера строки, на пересечении которых она находится: А1, В1, … . Имя отражается в Поле имен;

  • ячейка, в которой находится курсор, называется активной. Воздействовать можно только на активную ячейку;

  • имеется панель – Строка формул. Именно в ней отображается константа или формула, содержащаяся в активной ячейке;

Слайд 12.

  • прямоугольная область таблицы (две ячейки и более), называется диапазон – обозначается именем левой верхней и именем правой нижней ячейки, разделённых двоеточием (например: А1:В5);

Слайд 13.

Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей являются: число, текст, формула.

С числами в электронной таблице осуществляют различные математические действия (умножение, деление, сложение, вычитание, нахождение среднего значения, вычисление максимального, минимального значения и т.д.). Для выполнения вычислений необходимо установить курсор в нужной ячейке и ввести формулу.

Формула — выражение, задающее указание для математических вычислений. Данное выражение начинается со знака равенства (=), что позволяет программе отличить формулу от других данных. В формулах указываются не сами данные, а адреса ячеек, где они содержатся. Значение формул автоматически пересчитываются, как только хотя бы один операнд изменится.

Слайд 14-19.

До ввода данных в ячейку необходимо задать их формат. Для этого необходимо:

  • выделить ячейку или диапазон ячеек;

  • выбрать меню Главная/Число;

  • задать необходимые параметры.

Формат ячеек можно задать, вызвав правой кнопкой мыши контекстное меню:

  • выделить ячейку или диапазон ячеек;

  • вызвать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши/Формат ячеек/Число;

  • задать необходимые параметры.

Форматы могут быть: общий, текстовый, числовой, денежный, дата, время, процентный и т.д.

Общий формат используется для отображения как текстовых, так и числовых данных произвольного типа.

Слайд 20.

Выполнять вычисления нельзя, если введённые в ячейку данные не соответствуют определённому для неё формату (выходит сообщение об ошибке: #ЗНАЧ!). Например, числа, введённые в ячейку с единицами измерения (например, 67 руб.) будут восприниматься как текстовые данные, и соответственно, вычисления невозможны.

Слайд 21.

В числовом, денежном, финансовом, процентном, экспоненциальном форматах по умолчанию число десятичных знаков = 2. Например: 152,20; 152,20р. и т.д.

Слайд 22,23.

Парная работа: взаимоконтроль по полученным знаниям.

Итог:

  • табличный процессор – прикладное программное средство, предназначенное для работы с электронными таблицами;

  • электронные таблицы предназначены для организации табличных расчётов на компьютере;

  • основными информационными объектами являются числа, текст, формулы;

  • ячейка — наименьшая структурная единица электронной таблицы;

  • для обозначения ячейки используют имя столбца и номер строки;

  • для оперирования числами используются не сами данные, а их адреса ячеек;

  • для ввода данных необходимо задать формат данных ячейки;

  • тип данных определяет возможности их использования для дальнейшей обработки;

  • ячейки, в которые пользователь заносит числа, содержат исходные данные для вычислений;

  • ячейки, в которые пользователь заносит формулы, содержат результаты вычислений;

  • изменение исходных данных мгновенно приводит к пересчёту формул, в которых эти данные входят.

Слайд 24.

  1. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения (15 -20 мин.)

Обучающимся раздаются листы с заданиями Практической работы №1.

  1. Итог урока (3-5 мин.)

Рефлексия

  • С каким программным средством мы сегодня познакомились?

  • Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?

  • Какую особенность электронных таблиц вы заметили?

  • С какой областью применения для табличных процессоров вы сегодня познакомились?

  • Как вы считаете, нужно ли современному человеку такое качество как умение грамотно вести свои финансовые дела?

Домашнее задание

§18, вопросы 1-5 стр.109.

Спасибо за работу.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here