Романова Эльвира Николаевна
МБОУ СОШ №3, г.Сургут
Учитель информатики
9 класс
Тема урока: ДОМАШНЯЯ БУХГАЛТЕРИЯ
( Электронная таблица: основные понятия)
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная работа.
Приёмы деятельности учителя: организация самостоятельной деятельности обучающихся.
Используемая технология: технология развивающего обучения, технология развития критического мышления.
Основные понятия: книга, лист, ячейка, диапазон ячеек, тип данных, формула, формат данных, домашняя бухгалтерия.
Обеспечение урока:
-
персональный компьютер;
-
интерактивная доска;
-
мультимедиа проектор;
-
программа Microsoft Excel.
Цель урока: формирование первичных навыков работы с электронной таблицей.
Задачи:
-
Образовательные:
-
сформировать представление о назначении электронной таблицы; структуре окна приложения; структуре файла, созданного в табличном процессоре Microsoft Excel; о типах форматах данных, используемых в приложении;
-
Развивающие:
-
развивать способность учащихся анализировать информацию;
-
активизировать познавательную активность учащихся;
-
развивать образное, критическое мышление;
-
формировать творческий подход к работе.
-
Воспитательные:
-
воспитывать ответственное отношение к делу;
-
формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;
-
воспитывать коммуникабельность в общении со сверстниками;
-
повышать интерес к занятиям информатикой.
План урока:
-
Организационный момент. Актуализация знаний.(10-15 мин.)
-
Изучение новой темы (10-15 мин)
-
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения (15-20 мин)
Практическая работа №1 (приложение 1);
-
Итог урока (3-5 мин.)
Рефлексия (вопросы на закрепление);
Домашнее задание;
Спасибо за работу.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Актуализация знаний (10-15 мин)
Фронтальная работа.
Здравствуйте, рада вас видеть (Отмечаю присутствующих/отсутствующих на занятии).
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение технологии обработки числовой информации с помощью прикладных программ.
С одной из программ обработки числовых данных — программой Калькулятор мы знакомы.
Вопрос: Предлагаю вспомнить основные возможности программы Калькулятор?
(Ответы учащихся: выполнение основных арифметических действий; перевод чисел из одной системы счисления в другую; нахождение факториала числа и т.д.).
Вопрос: Какие профессии связаны с обработкой числовой информации?
(Ответы учащихся: с обработкой числовой информации связана работа экономистов, бухгалтеров, инженеров, работников статистических служб и т.д.).
Совершенно верно, этим специалистам необходимо обрабатывать большие массивы числовых данных.
Вопрос: Как вы считаете, ваши родители ведут домашнюю бухгалтерию, расчитывают бюджет семьи (планируют будущие покупки, фиксируют)?
(Ответы учащихся: Да, конечно, родители постоянно что-то расчитывают, планируют покупки, считают затраты).
Вопрос: Я могу сказать, что они работают с числовыми данными?
(Ответ учащихся: да).
Вопрос: Если бы каждый из вас вёл домашнюю бухгалтерию, как вы думаете, в каком виде вам было бы удобнее представлять числовые данные?
(Ответы учащихся: В виде таблиц).
Учитель: Верно, числовые данные удобно представлять в виде таблиц. Для обработки числовых данных в виде таблиц созданы специальные программы – табличные процессоры (интерактивные электронные таблицы).
В настоящее время самое интересное и полезное для нас с вами, научиться грамотному ведению домашнего хозяйства в недалёком будущем, в частности, умению экономить. Другими словами, научиться считать деньги или вести домашнюю бухгалтерию.
Домашняя бухгалтерия – это очень хороший способ минимизировать свои затраты. Этого можно достигнуть, если придерживаться правила: регулярно записывать все свои расходы.
Вопрос: Как вы думаете, для чего надо знать свои расходы?
(Ответ учащихся: чтобы в будущем планировать свои покупки, экономить финансы, понять за счет чего увеличиваются траты).
Учитель: От умения вести домашнюю бухгалтерию многое в семье зависит. И было бы очень удобно для расчётов использовать табличный процессор.
Итак, предлагаю сформулировать тему нашего урока.
(Ответы учащихся: Домашняя бухгалтерия).
II. Изучение новой темы (10-15 мин)
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и тему урока: Домашняя бухгалтерия (Электронная таблица: основные понятия). Слайд 1.
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Ответы учащихся: научиться вести домашнюю бухгалтерию).
Учитель: чтобы достичь цели урока, нам необходимо решить следующие задачи: Слайд 2.
-
Познакомиться с программой для обработки числовых данных;
-
Закрепить полученные знания при выполнении практической работы (ввод данных в ячейки ЭТ, определение формата данных, работа с функцией суммирования).
В пакете прикладных программ MS Office есть специальная программа для обработки числовых данных, организованных в таблицы, называется Microsoft Excel.
Слайд 3.Excel (англ.) – выдающийся, превосходящий другие. Действительно, с помощью данной программы без особого труда можно выполнять сложные расчёты – экономические, инженерные и т.д., составлять отчёты, создавать математические модели, строить графики и диаграммы, создавать текстовые программы.
Можно сказать, что Excel – это большой и мощный калькулятор с множеством функций и возможностей. Но это вовсе не означает, что нам нужно уметь пользоваться всем тем, что «умеет» эта программа. Мы с вами научимся работать с формулами, производить расчёты, строить графики и диаграммы.
Учащиеся самостоятельно изучают новую тему, представленную в виде презентации (за закреплённым компьютером). Учитель даёт необходимые комментарии.
Слайд 4. Для запуска программы можно воспользоваться главным меню рабочего стола Пуск /Программы/Microsoft Office/Microsoft Excel. Либо нажать на панели быстрого доступа соответствующую иконку.
Слайд 5-8 Основные элементы окна программы Microsoft Excel такие же, как и в программах Microsoft Word, Microsoft PowerPoint: строка заголовка, меню и панели инструментов, рабочее поле, полосы прокрутки и т.д.
Но есть отличия:
Слайд 9.
-
документ, созданный в электронной таблице называется Книга, он имеет расширение xls, xlsx;
-
отдельные элементы книги называются Лист1, Лист2, Лист3. Книга первоначально содержит три листа (при необходимости их можно добавлять, удалять, менять местами, переименовывать);
-
рабочее поле представлено в виде таблицы;
Слайд 10.
-
каждый столбец имеет буквенное обозначение: А, В, С, D, …;
-
каждая строка имеет номер: 1, 2, 3, …;
-
ячейка — наименьшая структурная единица электронной таблицы;
Слайд 11.
-
каждая ячейка имеет имя (адрес), состоящее из названия столбца и номера строки, на пересечении которых она находится: А1, В1, … . Имя отражается в Поле имен;
-
ячейка, в которой находится курсор, называется активной. Воздействовать можно только на активную ячейку;
-
имеется панель – Строка формул. Именно в ней отображается константа или формула, содержащаяся в активной ячейке;
Слайд 12.
-
прямоугольная область таблицы (две ячейки и более), называется диапазон – обозначается именем левой верхней и именем правой нижней ячейки, разделённых двоеточием (например: А1:В5);
Слайд 13.
Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей являются: число, текст, формула.
С числами в электронной таблице осуществляют различные математические действия (умножение, деление, сложение, вычитание, нахождение среднего значения, вычисление максимального, минимального значения и т.д.). Для выполнения вычислений необходимо установить курсор в нужной ячейке и ввести формулу.
Формула — выражение, задающее указание для математических вычислений. Данное выражение начинается со знака равенства (=), что позволяет программе отличить формулу от других данных. В формулах указываются не сами данные, а адреса ячеек, где они содержатся. Значение формул автоматически пересчитываются, как только хотя бы один операнд изменится.
Слайд 14-19.
До ввода данных в ячейку необходимо задать их формат. Для этого необходимо:
-
выделить ячейку или диапазон ячеек;
-
выбрать меню Главная/Число;
-
задать необходимые параметры.
Формат ячеек можно задать, вызвав правой кнопкой мыши контекстное меню:
-
выделить ячейку или диапазон ячеек;
-
вызвать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши/Формат ячеек/Число;
-
задать необходимые параметры.
Форматы могут быть: общий, текстовый, числовой, денежный, дата, время, процентный и т.д.
Общий формат используется для отображения как текстовых, так и числовых данных произвольного типа.
Слайд 20.
Выполнять вычисления нельзя, если введённые в ячейку данные не соответствуют определённому для неё формату (выходит сообщение об ошибке: #ЗНАЧ!). Например, числа, введённые в ячейку с единицами измерения (например, 67 руб.) будут восприниматься как текстовые данные, и соответственно, вычисления невозможны.
Слайд 21.
В числовом, денежном, финансовом, процентном, экспоненциальном форматах по умолчанию число десятичных знаков = 2. Например: 152,20; 152,20р. и т.д.
Слайд 22,23.
Парная работа: взаимоконтроль по полученным знаниям.
Итог:
-
табличный процессор – прикладное программное средство, предназначенное для работы с электронными таблицами;
-
электронные таблицы предназначены для организации табличных расчётов на компьютере;
-
основными информационными объектами являются числа, текст, формулы;
-
ячейка — наименьшая структурная единица электронной таблицы;
-
для обозначения ячейки используют имя столбца и номер строки;
-
для оперирования числами используются не сами данные, а их адреса ячеек;
-
для ввода данных необходимо задать формат данных ячейки;
-
тип данных определяет возможности их использования для дальнейшей обработки;
-
ячейки, в которые пользователь заносит числа, содержат исходные данные для вычислений;
-
ячейки, в которые пользователь заносит формулы, содержат результаты вычислений;
-
изменение исходных данных мгновенно приводит к пересчёту формул, в которых эти данные входят.
Слайд 24.
-
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения (15 -20 мин.)
Обучающимся раздаются листы с заданиями Практической работы №1.
-
Итог урока (3-5 мин.)
Рефлексия
-
С каким программным средством мы сегодня познакомились?
-
Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?
-
Какую особенность электронных таблиц вы заметили?
-
С какой областью применения для табличных процессоров вы сегодня познакомились?
-
Как вы считаете, нужно ли современному человеку такое качество как умение грамотно вести свои финансовые дела?
Домашнее задание
§18, вопросы 1-5 стр.109.
Спасибо за работу.