«Гербы» (7 класс, интегрированный урок)

Цель:

Дать общие сведения о европейской и российской геральдике, т.о. расширить кругозор учащихся;

Научить составлять свой герб самостоятельно, используя определенные правила;

Научить создавать изображения с помощью векторной графики

План урока:

1. История (история возникновения гербов, правила их построения)

2. Информатика (особенности построения гербов)

3. Физкультурная минутка

4. Практическая работа (построение герба с помощью векторной графики)

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

————————————————————————————————————————

1 часть (10 минут)

2-3 ученика заранее готовят сообщение об истории возникновения гербов, правилах их построения (консультант-учитель истории). Демонстрация подготовленного материала осуществляется с помощью созданной ими компьютерной презентации (среда Power Point)

Примерное содержание презентации по слайдам:

  • Начиная со средневековья гербы, составлялись по особым правилам, определенных традицией. Эти правила определяются специальной наукой о гербах – ГЕРАЛЬДИКОЙ

  • Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты — шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

  • Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм — от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации.

  • Форма щита: Варяжская – треугольная; Итальянская – овальная; Испанская – квадратная, закругленная внизу; Германская – вырезанная; Французская – четырехугольная

  • Раскраска гербов. Существуют два металла — золото (желтый цвет) и серебро (белый цвет). пять финифтей или эмалей: красная – червлень; голубая – лазурь; зеленая – зелень (изумруд); пурпур; черная – чернь (диамант). И еще один цвет – натуральный (телесный).

  • В геральдике использовалось деление щита для того, чтобы в нем можно было поместить несколько изображений. Щит мог быть разделен несколькими способами: Рассечением (вертикально); Пересечением (горизонтально); Скошением (диагонально).Деления могли сочетаться друг с другом. Изображения внутри щита отражали происхождение, историю рода, его родовые связи.

  • Фигуры в геральдике – это изображения в поле щита. Это может быть: эмблема (например, крест), орнамент, изображение реальных или вымышленных животных и существ, а также стихий (солнце и т.п.), гор, рек и т. д. изображение предметов, искусственно созданных человеком (например, оружия или орудия труда).

  • Внешняя часть щита: Шлем – он расположен над щитом. Нашлемник – фигура, которая увенчивает шлем ( например, перья). Корона– она располагается на шлеме или на щите. Намета – виньетка, матерчатая накидка на шлем, которая спускается из-под княжеской короны. Мантия – полотнище, которое выходит из-под княжеской короны

  • Виды гербовых фигур: Эмблема; орнамент; изображение животных, существ, стихий, гор, рек и т. д; изображение предметов, искусственно созданных человеком

  • Самостоятельное составление герба. Для составления герба необходимо знать: Форму щита; Раскраску щита; Деление щита; Гербовые фигуры, их виды; Из чего состоит внешняя часть щита; Технические рекомендации по информатике

2 часть: Информатика (10 минут)

Демонстрация материала с помощью компьютерной презентации (10минут)

  • Породивший гербы феодализм отошел в прошлое, но геральдика продолжает жить. Интерес к ней вполне понятен. Сегодня, в быстро меняющемся мире, личность человека ежедневно подвергается атакам техногенной цивилизации, оставляя нам все меньше возможностей утверждать и отстаивать свою индивидуальность. Геральдика пронизана духом независимости, и она дает людям возможность избежать угрозы растворения в толпе.

  • Родовой герб имеют немногие. Не посягая на их привилегии, я предлагаю вам определить функцию герба как личную эмблему.

  • Далее приведены примеры гербов и их описание (родовые гербы, гербы российских городов, организаций, объединений и тд.)

3 часть: Физкультурная минутка (5 минут)

4 часть: Практическая работа (15 минут)

Учащиеся рассаживаются за компьютеры и начинают выполнять вместе с учителем практическую работу «Мы рисуем герб». Работа выполняется в приложении MS Power Point с помощью элементов векторной графики. Учащиеся знакомятся с правилами построения изображения, состоящего из элементов векторной графики, выполняют различными способами заливку элементов изображения, а затем группировку всего изображения.

5 часть: Подведение итогов работы. Домашнее задание (5 минут)

После выполнения совместной практической работы «Мы рисуем герб», учащимся предлагается выполнить домашнюю работу «Мой семейный герб».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here