Чурсина Александра Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1471
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ EXCEL
(8 класс)
Цель урока: совершенствование навыков работы в офисном приложении Excel.
Задачи урока:
-
Образовательные: изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
-
Воспитательные: воспитание информационной культуры;
-
Развивающие: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, расширение кругозора;
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows XP или выше и пакет Microsoft Office.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.
2.
3.
4.
5.
6. |
Организационный момент (1-2 мин.)
Повторение пройденного (3-5 мин.)
Объяснение новой темы (20-25 мин.)
Первичное закрепление темы. (3-5 мин.)
Закрепление темы. (5-7 мин.)
Итог урока. (3-5 мин.) |
Приветствие. Отметить отсутствующих.
— Сегодня мы продолжим работу в Excel. Давайте вспомним, чтобы переместить ячейку из одной в другую, что для этого надо сделать?
— Что нужно для того, чтобы скопировать содержимое ячейки в другую ячейку?
— Как происходит заполнение ячеек?
— Тема сегодняшнего урока: «Использование логических величин». Посмотрите на доску:
— Какое значение получится в колонке С3? Почему получилось именно это значение? Как вы думаете, как получить это значение, используя Excel?
— В данном случае мы можем самостоятельно набрать формулу, у нас получится =(А3)и*(В3). Но это не совсем удобно, правда? Рассмотрим другой способ использования логических функций. Откройте Excel на своих компьютерах. Перепечатайте таблицу, которая представлена на доске. Для того чтобы работать с логическими величинами было проще и удобнее – нажимаем «вставка функции»,
— Выбираем категорию «логические», и затем указываем нужную нам функцию. Следующий этап – указываем логическое значение. Например: мы хотим получить значение истинности в ячейке С3. Значит, первое логическое значение указываем – А3, второе – В3. Нажимаем «Ок». Получили верное значение истинности. — Выполните это в своем документе Excel. — Теперь, для того, чтобы заполнить всю таблицу истинности и при этом не повторять одну и ту же операцию по нескольку раз – используем функцию автозаполнение. Выделите ячейку С3, наведите курсор на нижний правый угол ячейки (принимает форму черного плюса и называется маркером заполнения), потянули вниз – получили значения истинности.
— У кого есть вопросы по этой теме?
— Постройте отрицание для следующего условия:
— Кто выйдет к доске заполнить эту таблицу истинности? Решаем 1 способом.
Выполните задание: №1. Вычислите значение логического выражения (сложного условия) при следующих значениях простых условий А, В и С: А=ИСТИНА, В=ЛОЖЬ, С=ЛОЖЬ: а) не А и В; б) А или не В;
— Для тех, кто забыл, вспомним порядок действий в логическом выражении. Если выражение дается без скобок, то первым действием выполняется конъюнкция, вторым дизъюнкция. А если в выражении присутствуют скобки, первым действием выполняется действие в скобках, а затем конъюнкция и дизъюнкция.
№2. Вычислите значение логического выражения (сложного условия) при следующих значениях простых условий А и В и С: А=ЛОЖЬ, В=ЛОЖЬ, С=ИСТИНА: а) (не А или не В) и не С; б) (не А или не В) и (А или В); в) А и В или А и С или не С.
№3. Вычислить значения логического выражения (сложного условия) при следующих значениях простых условий Х, Y и Z : Х = истина, Y = ложь, Z = ложь. а) не Х или не Y или не Z; б) (не Х или не Y) и (Х или Y); в) Х и Y или Х и Z или не Z.
— Итак, с какими логическими функциями работали на уроке? — Как их использовать в программе? — Какая операция выполняется первой?
— Спасибо всем за работу на уроке.
|
Приветствие.
— С помощью мыши выделить ячейку с текстом, затем навести указатель мыши на рамку ячейки (он должен принять форму стрелочек в разные стороны). Далее перетаскиваем ячейку, не отпуская левую кнопку мыши в другую ячейку.
— Нужно нажать клавишу Ctrl, не отпуская её навести указатель мыши на рамку ячейки (должна появится стрелочка с плюсиком) и потянуть на другую ячейку.
— Заполнение с помощью мыши выполняется так же, как и перемещение, но при этом курсор должен наводиться на нижний правый угол ячейки (принимает форму черного плюса и называется маркером заполнения).
— Истина. Т.к. выполняется логическая операция — конъюнкция (называется такое высказывание, которое истинно тогда и только тогда, когда истинны оба высказывания А и В). =(А3)и*(В3).
Перепечатывают данные таблицы.
Выполняют задание.
Заполняют таблицу истинности.
Показывают ответ:
Показывают ответ:
Показывают ответ:
— Отрицание, конъюнкция, дизъюнкция. — «Вставка функции» — Конъюнкция. |