Конспект урока информатики в 5-м классе по учебнику Босовой Л.Л. на тему «Изменение формы представления информации»

Учитель информатики: Тимченко М.Ю.

Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

План:

  1. Орг. момент:

    • Поприветствовать друг друга.

    • Объявить план сегодняшнего урока.

    • Записать число и тему .

  2. Повторение:

    • Определение понятия “обработка информации”.

    • Типы обработки информации.

    • Задачи решенные на прошлом уроке.

  3. Новый материал:

    • Кодирование и декодирование.

    • Систематизация.

    • Поиск.

  4. Практическая работа за компьютерами.

  5. Домашнее задание.

Для урока:

  • рабочие тетради

  • учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой

  • (слайд №1)

    1 вопрос: Что такое обработка информации?

    Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать (Слайд №2)

    2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

    Ответ:

    1. Обработка, связанная с получением новой информации.

    2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

    (Сначала выслушать детей, затем показать (Слайд №3)

    — А ещё мы решили 2 задачи.

    В одной задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. ((Слайд №4)

    В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е. изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30). ( (Слайд №5)

    Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

    Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации.

    Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам еёкодирования и декодирования (раскодирования).

    ( (Слайд №6)

    Запишите в тетради способы кодирования информации.

    Задача №1 (устно)

    ( (Слайд №7)

    По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.

    Ответ: Пятачок

    Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

    Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

    — Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую насимвольную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

    Задача №2

    ( (Слайд №8)

    А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

    КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

    Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

    (Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

    Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

    Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

    На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

    Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. ( (Слайд №9)

    Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.

    Систематизировать информацию – что это значит? ( (Слайд №10)

    Нам предстоит ответить на этот вопрос.

    Но сначала рассмотрим несколько примеров. ( (Слайд №11)

    Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.

    — Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

    (У всех розданы готовые таблицы.)

    3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предметов.

    4 Систематизируйте.

    одежда

    обувь

    Головные уборы

    Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы?

    Ответ:

    1. музыкальные инструменты

    2. спортивный инвентарь

    3. цветы

    (Дети заполняют сами. Проверим ответ  (Слайд №12)

    Задание №4 Систематизируйте.

    (Слайд №13)

    Одежда

    Обувь

    Головные уборы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).

    Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

    1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”

    Возможные ответы:

    • По алфавиту

    • По темам

    • По датам

    • По местоположению и т. п.

    Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

    Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

    — Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

    Задание (устно):

    Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

    Возможные ответы:

    • Расположить

    • Разобрать

    • Отсортировать

    • Разложить и п. т.

    Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

    (Выслушать несколько мнений и показать  (Слайд №14)

    Систематизировать — это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

    Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

    Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

    Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. ( (Слайд №15)

    Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

    ( (Слайд №16)

    Методы поиска информации:

    • Наблюдение

    • Общение

    • Чтение соответствующей литературы

    • Просмотр телепередач

    • Работа в библиотеках

    • И другие методы

    Практическое задание за компьютером:

    Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

    (Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы)

    термины

    значение

    Код

    Информация

    Пользователь

    Ответ:

    термины

    значение

    код

    система условных знаков для представления информации

    информация

    сведения об окружающем нас мире

    пользователь

    человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

    — Ребята, подведём итог.

    (перед звонком  (Слайд №17)

    Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

    Источники:

    1. Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2005г.

    2. http://images.google.ru

    3. Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here