Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1071

Конспект урока по информатике и икт

6 класс
учитель – Смоленская Елена Сергеевна

2012 год

Тема: «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»

Учебник: Информатика, 6 класс

Авторы учебника: Л. Босова

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель: Начать формировать знания по теме «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»

Задачи:

  1. Образовательная: Начать формировать знания о переводе чисел из десятичной в двоичную систему, выработка навыка перевода чисел из 10 системы счисления в двоичную и наоборот, активизация познавательной деятельности учащихся.

  2. Развивающая: Развитие познавательного интереса, памяти и внимания при выполнении практической работы.

  3. Воспитательная: Воспитание аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке; воспитание интереса к информатике;воспитание грамотных пользователей компьютера.

  4. Здоровьесберегающая: соблюдение правил ТБ; смена деятельности учащихся во избежание переутомления;

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Основные понятия:

  • информация;

  • данные;

  • информатика;

  • компьютер.

УРОК № ____ 6 класс

Этапы/время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент
    (1-2 мин.)

Здравствуйте ребята. Давайте проверим наличие учащихся.

Тема урок «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»

План урока:

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

  2. Новый материал.

  3. Практическое задание.

Здороваются. Готовятся к уроку.

II Основная часть

    1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала (5 мин.)

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

  • Что такое расширение файла? Что оно значит для создаваемого файла? (Означает к какому виду файл принадлежит, в какой программе он создан);

  • Расскажите последовательность создания папки? (ПКМ – контекстное меню – Создать – Папка);

  • Как видоизменить вид ярлыков в окне программы? (ПКМ – контекстное меню – Вид- выбрать подходящий вид значков)

  • В чем разница между командой Вырезать и Копировать? (При команде Вырезать файл однократно вырезается и вставить его можно однократно);

Отвечают на вопросы учителя

    1. Объяснение нового материала
      (15 мин.)

Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации.

Для того, чтобы понять, как самая разнообразная информация представлена в компьютере, как представляются файлы и папки, для этого заглянем внутрь машинной памяти. Её удобно представить в виде листа в клетку. В каждой клетке храниться только одно из двух значений: 1 или 0. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – включено (1) и выключено (0).

Каждая клетка памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в клетках памяти компьютера, называют значением битов.

8 бит – это один байт

1 символ – это один байт, т.е. 8 бит.

С помощью последовательности битов можно представить самую разнообразную информацию. Такое представление информации называется двоичным кодированием или цифровым кодированием.

Двоичное кодирование – это представление информации в виде последовательности битов.

Существует много способов кодирования числовой информации. Чтобы непосредственно перейти к двоичному кодированию, рассмотрим сначала системы счисления.

Система счисления – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

Системы счисления бывают:

  • позиционная

  • непозиционная

Позиционная – это в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места или позиции, которой она занимает в записи числа.

Например число 555 – 5 сотен. 5 – десятков, 5 – единиц.

Известно много способов записи чисел. Мы пользуемся десятичной системой счисления!!!

Двоичная система была придумана в до компьютерную эпоху в XVIIXIX веках. Выдающийся математик Лейбниц говорил «Вычисление с помощью двоек… является для науки основным и порождает новые открытия. При сведении числа к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок».

Позже двоичная система была забыта, и только в 1936-38 годах, американский инженер и математик Клод Шеннон нашел замечательное применение двоичной системы при конструировании электронных схем. Рассмотрим пример представления числа в двоичной системе счисления.

Возьмем число 2000:

2000 для записи числа в десятичной системе используются числа от 0 до 9, но при этом каждое число в определенной позиции. И в зависимости от позиции числа оно имеет свое название.

2 –тысячи; 0 – сотен; 0 – десятков; 0 – единиц.

Для представления данного числа в двоичной системе необходимое данное число последовательно делить на 2:

2000:2=1000 (0)

1000:2=500(0)

500:2=250(0)

250:2=125(0)

125:2=62(1)

62:2=31(0)

31:2=15(1)

15:2=7(1)

7:2=3(1)

3:2=1(1) в результате получим следующую запись числа 11110100002 с основанием 2

2710 =110112

27:2=13(1)

13:2=6(1)

6:2=3(0)

3:2=1(1)

1:2=0(1)

Учащиеся просматривают презентацию по теме урока.

Записывают определения и участвуют в обсуждении материала темы урока

    1. Физкультминутка (2 мин.)

Зарядку проводит один из учащихся:

  • Потягивания

  • Упражнения для глаз

Выполняют упражнение

    1. Закрепление материала – работа на компьютере (18 мин)

Закрепление материала

А теперь закрепим новый материал, решая примеры:

101101 = 45;

101010 = 42;

110100 = 52

110010 = 50

120 = 1111000

151 = 10010111

178 = 10110010

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выполняют практическую работу.

  1. Заключение (5 мин.)

Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Не задано

Убирают рабочее место.

Записывают домашнее задание.

2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here