Разработка урока с использованием ЭОР
Суяргулова Регина Наильевна
МАОУ СОШ №32 г.Стерлитамак
учитель математики и информатики
E-mail: [email protected]
Предмет: информатика
Учебник: «Информатика и ИКТ» Базовый курс: Н.Д. Угринович
Класс: 9
Тема урока: Кодирование звуковой информации
Цель урока. Организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
• приобретение новой учебной информации (теория);
• приобретение новых умений и навыков, применение их на практике;
• формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задача урока. Изучение теоретического материала по теме урока:
• изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока;
• приобретение необходимых умений и навыков;
• контроль и самоконтроль;
• достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Знать:особенности кодирования звуковой информации; основные понятия звуковой информации: дискретизация звука и ее частота, оцифровка звука, звуковой адаптер.
Уметь:решать задачи на кодирование звуковой информации; основные понятия звуковой информации: дискретизация звука и ее частота, оцифровка звука, звуковой адаптер.
Метапредметные:
Выделять свойства явлений, объектов; сравнивать характеристики по выделенным признакам; анализировать полученные результаты.
Личностные:
Рефлексия собственной деятельности; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютеры с наушниками.
Дидактические средства: презентация, ЭОР.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Актуализация знаний учащихся, полученных ими по физике при изучении темы «Звук». | Презентация Слайд 1 | Учитель демонстрирует слайд и задает вопросы учащимся о звуке и звуковой информации, выясняя уровень знаний по данной теме из курса физики. | Обучающиеся пытаются ответить на поставленные вопросы, но формулировка точных ответов на поставленные вопросы вызывает трудности | 2 |
2 | Формирование новых знаний: погружение в проблему кодирования звуковой информации, связь физической сути звука с информационной составляющей, первичное обобщение – выход на понятие «качество звука». | Ресурс № 1
| Учитель демонстрирует обучающимся анимационный ролик о том, что представляет собой звук, как получить звук, как превратить звук в электричество, как записать звук, как представлен звук в компьютере. | Учащиеся воспринимают представленную мультимедийную информацию и отвечают на вопросы, предложенные учителем до просмотра ролика. | 8
|
3 | Формирование новых знаний: введение основных характеристик звука (понятий): частота, громкость, высота, тембр.
|
|
Учитель вводит понятие тон звука, который определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны).
| Вызывает одного ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя свойство: чем выше частота, тем выше звучание. Обучающиеся работают с тетрадью. | 3 |
|
| Ресурс №3 | Учитель вводит понятие громкость звука, который определяется интенсивностью сигнала.
| Вызывает следующего ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя свойство: чем выше интенсивность звуковой волны, тем громче сигнал. | 3 |
|
| Ресурс №4 | Учитель доводит до учащихся информацию, что уровень мощности пропорциональна интенсивности звукового сигнала.
| Вызывает следующего ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя звуки одинаковой мощности, но разных частот. | 3 |
|
| Ресурс №5 | Учитель вводит информацию о том, что для преобразования аналогового сигнала в цифровой и наоборот служат специальные устройства АЦП и ЦАП | Обучающиеся знакомятся с устройствами АЦП и ЦАП, записывают новую информацию в тетрадь. | 3 |
| Введение понятия частота дискретизации звука, примеры решения задач |
Презентация Слайд 15 | Учитель вводит понятие частоты дискретизации звука, показывает пример решения задачи, дает объяснение. | Обучающиеся записывают новую информацию в тетрадь | 4 |
4 | Формирование умений у обучающих решения задач на вычисление информационного объема звукового файла |
Презентация Слайд 17-18
| Учитель предлагает обучающимся решить задачу (высвечивается на экране) на вычисление информационного объема цифрового звукового стереозвуковогофайла. | Обучающиеся решают задачу в парах, проверка задачи в интерактивном режиме (вариант решения задачи высвечивается на экране) | 3 |
5
| Закрепление новых знаний | Ресурс № 6
| Учитель предлагает обучающимся сесть за компьютеры и просмотреть иллюстрированный гипертекстовый материал, в который входит интерактивная модель «Тембры». | Обучающиеся рассаживаются за компьютеры, закрепляют полученный материал, используя интерактивную модель «Тембры» | 5 |
6 | Закрепление полученных знаний, контроль.. | Ресурс 7
| Учитель на закрепление изученного материала предлагает учащимся ответить на вопросы интерактивного кроссворда, тем самым проверяет знания, полученные на уроке. | Учащиеся вставляют слова в клетки кроссворда, по окончании работы сообщают полученные результаты (оценки) учителю. | 5 |
7 | Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание обучающимся, пересылая ссылку по сети. |
| 1 |
Таблица 2
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
собственный ресурс | Кодирование и обработка звуковой информации | Информационный ресурс | Презентация | презентация «Кодирование и обработка звуковой информации» |
1 | Анимация «Представление звука в компьютере | Информационный ресурс | Анимация, мультимедиа | http://school-сollection.edu.ru/catalog/res/43d2c4fe-2cc6-4bbc-8493-9abcf4baf254/?interface=catalog |
2 | Высота звука
| Информационный ресурс | Анимация, аудиофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a23d17e-f585-417e-b33b-7c63cd72c6fa/sound_high_low.swf |
3 | Громкость звука
| Информационный ресурс | Анимация, аудиофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc97b4df-f9de-407f-94a6-1844bfcee73d/sound_quiet_aloud.swf |
4 | Звуки одинаковой мощности, но разных частот | Информационный ресурс | Анимация, аудиофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42801eea-cc41-4730-8220-0847be72b4fa/sound_frequency.swf |
5 | Цифровой звук | Информационный ресурс | Анимация, аудиофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5d2ad1d-8cf3-4dbf-a166-022193fd9a47/16.swf |
6 | Характеристики звука | Информационный ресурс | Иллюстрированный гипертекстовый материал, в который входит интерактивная модель «Тембры». | http://fcior.edu.ru/card/7741/harakteristiki-zvuka.html
|
7 | Кроссворд по теме: «Технологии мультимедиа» | Контрольный ресурс | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7c63626-727e-4747-ba5f-2cfabd284eae/9_4.xls |
8 | Домашнее задание | Практический ресурс | Текст/Текст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/887cdd3c-8307-4ccf-86dc-0ca6059c30fc/9_undefined.rtf |