Гаврилова Ю.Л., учитель информатики
МОУ «СОШ № 7 г. Твери»
Тема: Измерение информации. Единицы измерения информации
Класс: 8
Уровень: базовый.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Цель:
-
Обучающая:
-
познакомить учащихся с единицами измерения информации; с методами перевода в различные системы измерения информации
-
усвоить понятия мощность, вес, объем информации
-
Развивающая:
-
развитие логического мышления, внимания, усидчивости, информационной
-
культуры, самостоятельности
-
Воспитывающая:
-
повышать и развивать интерес к предмету «информатика», развивать воображение, уметь анализировать, сравнивать, строить по аналогии.
Задачи:
-
Узнать, как переводится одна и та же информация из одной системы измерения в другую; освоиться методы перевода информации и поиска ее веса, объема.
-
Провести эксперименты на практике.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы: фронтальная, практическая работа с заданиями.
Оборудование: IBM PC, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточные карточки,
учебник 8 класс – автор И. Семакин.
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап 1 мин.
2. Этап актуализации опорных знаний 9 мин.
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий 17 мин.
4. Этап закрепления полученных знаний и способов действий 12 мин.
5. Этап подведения итогов урока 2 мин.
6. Этап информации о домашнем задании 6 мин.
Этапы урока | Содержание урока | Скриншот страницы |
Организационно-мотивационный этап | Сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач; краткий план деятельности. | 1 слайд
|
Этап актуализации и опорных знаний | 1. Визуальная проверка домашнего задания. 2. Ответить на вопросы:
Каким же образом можно представить в цифровом виде информацию? Этим вопросом мы и займемся на уроке, тема которого: «Измерение информации. Единицы измерение информации». Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса?
Проведем эксперименты на практике. | Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
|
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Мы уже знаем, что основу языка составляет алфавит. Именно он дает нам основу для работы с информацией. Именно с ним связано понятие мощность алфавита и первая система измерения.
Давайте найдем мощность русского алфавита по формуле N=Kб+Кзн+Кц. Сколько букв в русском алфавите: 33. Сколько цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 – 10. Сколько знаков: . , «» () ; : ! ? … — – _ 12 Сложим эти значения и получим N=33+10+12=55 симмволов
Итак, основу языка составляет алфавит, но при этом каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Он напрямую зависит от мощности алфавита и обозначается b. Для нахождения его существует специальная формула N = 2b. При этом надо знать, что b – это вес одного символа и всегда измеряется в битах.
Применим формулу на практике. Мы уже знаем, что мощность русского алфавита равна 55 символам. Чему же равен его информационный вес: 55 = 2b →b = 5,78
Вот мы уже знаем, сколько весит 1 символ, но важно знать так же сколько весит весь текст в целом. Именно информационный объем состоит из суммы всех весов символов.
Попробуем решить задачу самостоятельно: Посчитаем количество информации на одной странице печатной книги, если страница содержит 50 строк, а в каждой строке — 60 символов. И книга написана на русском языке. 17340бит
Вы уже познакомились с единицей бит. Это самая маленькая единица измерения, но не единственная. Алфавит, из которого составляется «компьютерный текст», содержит 256 символов. Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт. К тому же цифры зачастую бывают настолько большие, что записываются в виде степени по основанию 2.
Давайте попытаемся заполнить пропуски в цепочки перевода из одной единицы измерения в другую. Например: 256 Кбайт = 262144 байт = 2097152 бит
|
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
|
Этап закрепления полученных знаний | Попробуем самостоятельно решить несколько задач:
|
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
|
Этап подведения итогов урока |
Что такое мощность алфавита и в чем она измеряется? Что такое информационный вес и в чем он измеряется? Чему равен информационный объем текста? Каковы основные единицы измерения информации?
|
|
Этап информации о домашнем задании | § 4 стр. 22 -26 Зад. 4,6,7 (пис) |
|