«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»
5 класс.
УМК: Информатика. 5 класс ФГОС. Босова Л.Л. [2013]
Оборудование:
-
Демонстрационный материал Системный блок
-
Тетрадь, ручка;
-
Компьютеры учащихся,
-
Компьютер учителя,
-
Интерактивная доска,
-
Проектор.
Тип урока:изучение нового материала, обобщение.
Цели:
-
познакомить с возможностями персонального компьютера.
-
повторить назначение основных устройств компьютера;
-
узнать внутреннее устройство системного блока;
Воспитательные:
-
Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков, культуры общения;
-
Способствование формированию мотивации на здоровый образ жизни и обеспечивать здоровьесберегающую среду
Развивающие:
-
Обеспечить условия для развития умений выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;
-
Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию информационной культуры, внимательности.
Планируемые результаты:
-
предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;
-
метапредметные – развитие ИКТ-компетентности; умение определять понятия, умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-
личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного человека.
Методы:
-
частично-поисковый, элементы исследовательского метода
-
наглядно-демонстрационные;
-
беседа;
-
практический.
Дидактические материалы: Презентация «Компьютер на службе человека», «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»
-
Игра «Пары»
Дети Отвечают на вопросы. Информация сведения об окружающем нас мире. Зрение – глаза, звук – уши, вкус – рот, обоняние – нос, осязание — кожа. Да. Нет Какие материалы использовать, как выполняется работа. III . Основной этап урока Исследовательская работа в малых группах Учитель из приведенных вами ответов становится понятным, что человек в своей жизни всегда использовал и обрабатывал информацию. Как вы думаете: «До изобретения компьютера существовали ли устройства помогающие человеку работать с информацией? Учащиеся Да? Учитель Что это были за устройства я предлагаю вам выяснить самостоятельно. Объединитесь парами и откройте для просмотра презентацию «Компьютер на службе человека», результаты исследования оформите в виде таблицы. Профессия Устройства для обработки информации 20 век 21 век
Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по составлению таблицы «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях» Учащиеся просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу. Промежуточный контроль Учитель предлагает каждой группе представить результат прочитав о каждой профессии, предлагая учащимся обсудить результаты самостоятельной работы. Проходит и проверяет заполненные таблицы. Учащиеся осуществляют самопроверку по критериям. Учитель — Какое устройство для обработки информации используют люди разных профессий в 21 веке? Учащиеся Компьютер. Введение основных понятий Учитель Как называется устройство которое может выполнять разнообразные функции? Подводит к понятию универсальный. Формулирует понятие универсальный вместе с детьми. — Если люди разных профессий используют компьютер, то можем ли мы назвать его универсальным устройством? Давайте сформулируем тему урока. Учащиеся называют тему «Компьютер универсальное устройство для работы с информацией» Учитель демонстрирует в презентации слайд 3 и предлагает детям записать определения в тетрадь. Учащиеся записывают тему урока и определения в тетрадь. Учитель актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа», с помощью презентации. Слайд 4 Учащиеся оформляют конспект. Учитель Давайте вспомним основные устройства компьютера. У каждого из вас есть схема устройства компьютера. Предлагаю заполнить ее самостоятельно. Дна это задание вам 2 минуты.
Учащиеся вписывают названия устройств. Учитель проходя по классу смотрит какие возникли затруднения. Показывает слайд 5. Учащиеся осуществляют самопроверку по критериям (см. в конце урока) Вы правильно назвали основные устройства. Однако сейчас существует множество дополнительных устройств. Слайд 6 Просит ребят назвать устройства которые они знают. Я заметила, что не все устройства в задании вами были подписаны. Состав какого устройства вызвало затруднение в ответах? Учащиеся Системный блок. Учитель Представляет демонстрационный материал по устройству системного блока компьютера. Демонстрирует нахождение процессора, оперативной памяти, жесткого диска и вентилятора. Рассказывая назначение этих устройств. Слайд 7 Учащиеся заполняют схему указывая пропущенные названия устройств компьютера. Учитель с учащимися ведет эвристическую беседу разбирая схему движения информации в компьютере. Слайд 8 IV .Закрепление материала Для закрепления знаний по теме «Устройство компьютера» учащиеся выполняют практическую работу за компьютером. Учитель Организует безопасную работу учащихся за компьютером. Помогает выбрать правильно программу (игра «Пары») и объясняет задание. Учащиеся Выполняют задание за компьютером в программе«Пары» V . Рефлексивный Учитель В заключении урока я предлагаю вам оценить свою деятельность по данным вам критериям. Исследовательская деятельность 5 – самостоятельно заполнено 18 профессий, или есть не более 2х неточностей. 4 – самостоятельно заполнено 14 профессий 3 – самостоятельно заполнено не мене 10 профессий Устройство компьютера 5 – основные устройства указаны полностью 4 – не подписано одно устройство 3 – не подписано два устройства Практическая работа за компьютером 5 – выполнено три задания 4 – выполнено два задания 3 – выполнено одно задание
Учащиеся Оценивает свою деятельность. Учитель какое задание сегодня на уроке вызвало наибольшее затруднение? А какое понравилось больше всего? Оцените свое эмоциональное состояние в конце урока. Нарисуйте смайлик Учащиеся указывают на возникшие трудности при выполнении заданий на уроке. Учитель выдает домашнее задание §2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника. Вывод по уроку: в результате деятельности на уроке ученики оформили таблицу «Компьютер на службе человека», заполнили схему устройства компьютера, через игру закрепили полученные знания.