Тематическое планирование по теме: Передача информации в компьютере (итоговое задание) 9 класс:
Цель работы:
Визуально представить ученикам процесс кодирования и декодирования информации в компьютере.
Цели урока:
-
Образовательная:
-
познакомить учащихся с понятиями информация, код, кодирование и декодирования информации, ASCII кода и таблицы ASCII кода;
-
показать, как происходит передача информации в компьютере, в какие этапы проходит передача информации.
-
-
Развивающая:
-
учащиеся должны на себе визуально представить процессы кодирования, передачи и декодирования информации во время игры.
-
Задачи:
-
Дать определение информации, кодировании и декодировании информации, вспомнить какие действия можно совершать с информацией;
-
Вспомнить, как перевести числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную систему счисления;
-
Осуществить процесс кодирования, передачи и декодирование информации;
Тип урока: закрепление изученного материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы:
-
Объяснение нового материала;
-
Практическая работа – в группах, в виде игры.
Оборудование:
-
Презентация необходима для наглядности предоставления информации.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Без вступительных слов запустить презентацию, где начнет проигрываться видео ролик. Пока учащиеся смотрят ролик, пройти по классу и раздать каждому ученику витаминки. После просмотра ролика попросить учащихся посмотреть в окно, спросить, что они видят, затем повернуться к соседу и потрогать его, подергать за волосы.
Слово учителя:
— С момента начала урока, какие чувства были задействованы? При просмотре ролика, при съедании витаминок, при затрагивании соседа по парте, при выглядывании в окно? (осязание, зрение, слух, тактильные чувства).
— Во время всех этих действиях, наш организм принимал информацию из внешнего мира. Скажите, что же такое информация? (Информация – это совокупность данных, которые можно применять, хранить, передавать и т.д.).
Показать второй слайд презентации и попросить записать одно из данных определений.
— Наша речь осуществляется с помощью звуков, которые воспринимает наш слух, пишем мы слова, которые составляются из букв, музыка составляется из нот. Все это, звук, буквы, ноты и т.д. это символы. Если мы хотим, чтобы нашу информацию никто не узнал, что мы с ней делаем? Что делаем с этими символами (знаками)? (зашифровываем)
— Т.е. можно сказать, что мы ее кодируем. С помощью чего мы кодируем информацию? (шифра…кода).
Открыть третий слайд и попросить записать одно из определений.
— Сейчас мы рассмотрим с вами примеры кодирования различной информации (четвертый и пятый слайды презентации)
— А теперь давайте составим схему передачи информации (запустить видеоролик «Приемник и передатчик»)
— Вы просмотрели ролик, где показан процесс передачи информации. Какие элементы вы там увидели? (передатчик, приемник)
Открыть 7-й и 8-й слайды.
— Как в ролике информация передавалась? С помощью чего? (антенна на передатчике и приемнике)
— Антенна служила каналом связи, по которому передается информации. Каналом связи так же могут быть провода (открыть 9-й слайд).
— Что мы делали с числом, чтобы его передать? (переводили из 2-го числа в 16-ти разрядное число)
— Можно сказать, что мы его кодировали? (Да)
— Т.е. чтобы передать информацию, ее нужно закодировать и для этого нужно кодирующее устройство (открыть 10-й слайд).
— Когда вы читаете текст, написанный на иностранном языке, что вы делаете с текстом, чтобы понять, о чем там идет речь? (переводим).
— Когда мы переводим иностранный текст, мы его декодируем, и словарь или наши знания являются своеобразным декодирующим устройством (открыть 11-й слайд и затем 12-й)
— Запишите определения, представленные на слайде.
— Во время первой передачи закодированного числа произошла ошибка, в приемнике отобразилось ни то число, которое было послано передатчиком. В ролике было сказано, что это могла произойти из-за находящегося рядом ноутбука. Таким образом, можно сказать, что во время передачи информации были помехи, или как их правильно называют в таком случае – «Шумы». (Открыть 13-й слайд).
— Для того чтобы такого не происходило необходима защита от шума (14-й слайд) и используют для этого изоляционный материал.
— Зарисуйте схему передачи информации себе в тетрадь.
— Чтобы передавать информацию между компьютерами и не возникало помех при декодировании, был разработан единый код, он называется ASCII код (15-й слайд).
-Давайте вспомним, как переводить числа из одной системы счисления в другую. Переведите число 148 в 10-й системе счисления в 2-ю. (Ответ: 10010100).
-Теперь разбейтесь на 2 команды, 1й вариант – 1 команда, 2й вариант – 2 команда. Вам нужно будет придумать сообщение, закодировать его с помощью таблицы ASCII кода, передать через преподавателя второй команде, получить от второй команды сообщение и декодировать его.
В результате учащиеся должны на себе почувствовать процесс передачи информации.
Домашнего задания нет.