Надежда Викторовна Свирид
преподаватель информатики и ИКТ
ГБОУ КАТ №9 г.Москва
План-конспект урока «Создание презентаций»
Тема урока: «Создание презентаций»
Класс 9
№ ур. в теме 5
Тип урока: урок обобщения, систематизации, знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок самостоятельной работы репродуктивного типа.
Обоснование темы урока: Данная тема включена в изучение, в соответствии с базовым стандартом по информатике в 9 классе. Тема урока позволяет целенаправленно формировать в сознании обучающихся понимание того, что компьютер является универсальным инструментом работы с различными видами информации, а также с его помощью можно создавать наглядные пособия, в т.ч. презентации.
Презентации широко используются повсюду, в частности в школе на уроках, педсоветах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях. Ошибка многих – заполнение исключительно текстом слайдов, не учитывая тот факт, что презентация это наглядная иллюстрация как дополнение к рассказу. А чтение текста на слайдах утомляет и становится не интересным.
Цели урока:
образовательные: ;
-
научиться обобщать и систематизировать знания, умения и навыки работы в программе MS PowerPoint,;
-
научиться выполнять самостоятельно работу репродуктивного типа (воспроизводить);
-
использование межпредметных связей;
-
закрепление навыков использования компьютера;
-
контроль навыков постановки цели и планирования действий по достижению этой цели (в решении конкретных задач);
-
контроль знаний, умений и навыков, приобретённых на данном уроке.
развивающие:
-
знакомство с применением компьютеров в качестве помощников при подготовке наглядной информации на слайдах презентации;
-
развитие логического и абстрактного мышления, памяти, умения подчинять внимание выполнению заданий;
-
развитие мелкой моторики пальцев рук.
воспитательные:
-
воспитание познавательной потребности, интереса к предметам посредством интеграции элементов соответствующих школьных предметов на уроке информатики в единое образовательное пространство, аккуратности, точности, ответственности и самостоятельности приёмам работы в программе MS PowerPointl;
-
воспитание потребности обобщения и совершенствования имеющихся знаний, умений и навыков;
-
воспитание патриотизма и гражданственности.
Задачи урока:
-
закрепление полученных знаний по созданию презентаций;
-
обучение подходов к решению поставленной задачи;
-
формирование навыков работы в PowerPoint;
-
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;
-
формирование эмоционально-положительного отношения к предмету «Информатика».
Межпредметные связи: информатика и физкультура, информатика и ОБЖ, информатика и русский язык, информатика и ИЗО..
Оформление кабинета: материал урока (слайды презентаций, используемые на данном уроке) и критерии оценок за выполненную работу на ПК на стенде «Сегодня на уроке», материал стенда «Техника безопасности», журнал с инструкциями по охране труда и технике безопасности, электробезопасности и противопожарной безопасности, журнал инструктажа, цветные открытки-бонусы за правильные ответы.
Оборудование урока:
-
компьютеры с ОС Windows;
-
мультимедийный проектор, экран;
-
программа MS PowerPoint;
-
демонстрационный материал — презентации;
Методическое обеспечение урока:
-
раздаточный материал – слайды готовых презентаций;
-
критерии оценивания работы учащихся.
Интернет- ресурсы, используемые при подготовке к уроку и на уроке:
-
http://office.microsoft.com/ru-ru/powerpoint-help/HA010194282.aspx
-
http://sch138.kob.ru/informatic/PowerPoint/L1.htm
-
http://nicemo.ucoz.ru/__PowerPoint.pdf
-
учебник «Информатика. Учебник для 7 класса» Н.Д.Угринович
-
журналы «Информатика и образование».
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам,
Гигиенические требования к уроку:
1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:
-
инструктаж по ОТ и ТБ;
-
выяснение психологического состояния детей в начале урока;
-
смена видов деятельности;
-
развитие слухового и зрительного анализаторов у каждого ребёнка;
-
соблюдение воздушно-теплового режима;
-
тематические интеграции и здоровьесберегающие технологии
-
нормирование времени при работе с компьютерной техникой.
План урока:
Перед началом урока, после того, как учащиеся входят в кабинет, они сразу же повторив инструктаж по ОТ и ТБ расписываются за это в журнале.
-
Организационный момент. – 1 мин.
-
Актуализация знаний. – 2 мин.
-
Проверка домашнего задания. – 7мин.
-
Самостоятельная практическая работа — 24 мин.
-
Физкультминутка. — 2 мин.
-
Рефлексия: подведение итогов урока, выставление оценок. – 7 мин.
-
Домашнее задание. – 2 мин.
Ход урока
-
Организационный момент. – 1 мин.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку и психологический настрой.
1. Дидактическая задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
2. Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и обучающихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
3. Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока : кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение обучающихся в деловой ритм; организация внимания всех обучающихся.
5. Требования к реализации дидактической задачи урока кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности обучающихся, ее целенаправленность.
6. Способы активизации на уроке: запись на доске цели урока.: сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
-
Актуализация знаний. – 2 мин.
Применение презентации, связь темы данного урока с жизнью страны
3. Проверка домашнего задания. – 7 мин.
1.Дидактическая задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершвнствуя при этом ЗУН
2. Содержание этапа: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
3. Условия достижения положительных результатов: Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса
На предыдущем уроке обучающиеся изучили на практике основные этапы создания презентаций, и в качестве домашнего задания необходимо было создать простую небольшую презентацию на актуальную спортивную тему «Сочи 2014». В начале урока проверяется домашнее задание, это можно провести на компьютере учителя с проецированием через мультимедийный проектор на экран. Обучающимся предлагается выбрать 2 лучших работы. А презентация, занявшая 3 место назначается заданием в резервное время. Можно всем классом оценить домашнюю работу.
4. Практическая работа. – 24 мин.
Авторы 2 лучших работ назначаются экспертами, им предлагается – оформить в печатном электронном виде алгоритм выполнения работы, т.е. создать описание практической работы, которую можно использовать на уроках информатики.
Инструктаж выполнения, сообщение цели и задачи, т.е. объяснение задания.
«Изюминка» заданий – опираясь на ранее полученные знания, умения и навыки, создать презентации по предложенному образцу с увиденными эффектами анимации и записать алгоритм выполнения работы. В этом заключается элемент самостоятельности работы репродуктивного типа.
5. Физкультминутка. -2 мин.
Дежурный показывает упражнения для глаз, спины, рук. Все повторяют.
6. Рефлексия: подведение итогов урока, выставление оценок. – 7 мин.
1. Дидактическая задача этапа: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее
2. Содержание этапа: Самооценка и оценка работы групп и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках
3. Условия достижения положительных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы
4. Требования: Адекватность самооценки обучающихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей
5.Дополнительная активизация: Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем
6. Ошибки: Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения
Проверка результата работы (можно проверять после создания каждой презентации, а за урок каждый обучаемый должен создать 2, как минимум). Проводится устный опрос по теме урока. В конце урока можно провести устный опрос по алгоритму создания презентации.
Выставляются оценки с учётом устных ответов и выполненного домашнего задания.
7. Домашнее задание. – 2 мин.
(Объясняется с учетом возможных ошибок выполнения). Выполнить практическую работу №18 «Устройство компьютера» (учебник «Информатика. 7 класс» Н.Д.Угринович, стр.153-160).
8. Резерв времени.
Создать 3 презентацию.
Комментарий к уроку.
В ходе урока на каждом его этапе ставятся цели и задачи для учителя и обучающихся, заранее выбираются формы, методы и средства их достижения, определяются возможные действия в случае неудач. Используются критерии оценки.
Урок для обучаемых необычен, тем и интересен, тем более, что тематика презентаций связана с подготовкой всей страны к предстоящей олимпиаде «Сочи 2014». Этому способствуют как оборудование урока и предлагаемая программа, так и межпредметные связи, а так же тот факт, что во время репродуктивной работы обучающийся обобщает, систематизирует имеющиеся знания, умения и навыки. Здесь же нельзя не отметить разнообразие деятельности обучающихся (просмотр-проверка и оценка домашних работ, творческая работа обучающихся, самостоятельная работа за ПК, работа в тетради).
Обобщив и систематизировав знания, умения и навыки, обучающиеся получили возможность в дальнейшей своей жизни создавать и использовать презентации с различными эффектами анимации..
Обучающиеся на должном уровне осознают пользу изучения данного материала и хорошо представляют их практическое применение, что выявляется в ходе выполнения проектных и творческих работ, устных выступлений.
Список литературы:
1. Вашкевич, Э.В. Видеосамоучитель. Power Point 2007. Эффективныепрезентации на компьютере / Э.В.Вашкевич. СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
2. Дуарте Нэнси Slide:ology. Искусство создания выдающихся презентаций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 288 c.
3. Кушнер, М. Создание презентаций для чайников. Организация, создание и разработка, примеры / Малкольм Кушнер. М.: Диалектика, 2012. – 544 с.