Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра информационных технологий

Разработка технологической карты урока по информатике в 5 классе согласно ФГОС по теме

«Редактирование и форматирование текстовой информации»

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации по программе «Теория и практика преподавания информатики на базовом уровне в условиях перехода на ФГОС общего образования»

Исполнители:

Пискунова Елизавета Сергеевна,

учитель информатики

МБОУ «СОШ № 65»

г.Кемерово

Руководитель:

Корчуганова Маргарита Рашидовна,

старший преподаватель кафедры ИТ КРИПКиПРО

Кемерово 2014

Оглавление

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 2

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 4

ЭТАП 1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи 4

ЭТАП 2. Практикум 6

ЭТАП 3. Проверка полученных результатов. Коррекция 7

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание 8

Приложение 2 10

Приложение 4 12

Приложение 5 12

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика

Класс

5

Тема урока

Редактирование и форматирование текстовой информации (урок 4 в теме Текстовая информация)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Представление об изменении текстовой информации о способах редактирования и форматирования, достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике, понимание роли информационных процессов в современном мире

Умение планировать свои действия по достижению поставленной задачи; осуществлять контроль своей деятельности; умение применять знания других учебных предметов на практике; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; Изменение формы представления информации; преобразование информации по заданным правилам

Проявление творческого отнашения к процессу обучения; проявление эмоционально- ценностного отношения к поставленной цели;

Интерес к изучению информатики

Решаемые учебные проблемы

  1. Расширить представления учащихся о задачах, связанных с преобразованием текстовой информации;

  2. закрепить способы редактирования и форматирования текста на практике;

  3. закрепить знания пользования интерфейса в текстовом процессоре

Основные понятия, изучаемые на уроке

Информация, обработка информации, текстовая информация, редактирование, форматирование, выравнивание, шрифт, начертание, абзац

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся

Методическое назначение средств ИКТ

Демонстрационные, обучающие, тренажеры

Аппаратное и программное обеспечение

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся,

WordPad

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Понимать и приводить примеры многообразия способов редактирования и форматирования текста. Отслеживать взаимосвязь нескольких учебных дисциплин. Закрепление пройденного материала с помощью презентации о способах редактирования и форматирования текста. Игра «ромашка»

Длительность этапа

15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Закрепление пройденного материала. Просмотр и обсуждение презентации, наблюдение за демонстрациями учителя, игра «Ромашка» по проверке знаний

Методы обучения

Наглядный метод обучения: демонстрация презентации «Редактирование и форматирование текста», словесный метод: опрос

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Мультимедийная презентация «Редактирование и форматирование текста»

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, Групповая

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-координатор

Основные виды деятельности учителя

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт положительный психологический настрой. Учитель проверяет знания учащихся в области редактирования и форматирования текста в WordPad

Содержание

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть.

На предыдущем уроке мы с вами говорили о том, что компьютер можно использовать во многих сферах деятельности человека. Но одна из самых распространенных сфер применения компьютеров – это подготовка текстов. На данном уроке мы с вами вспомним способы редактирования и форматирования, закрепим знания и научимся применять их на практике

Работа в группах

сего 4 группы, по 3 человека в группе, каждой группе предлагается на обсуждение 1 вопрос, представленный на карточке. Всего предложено 4 вопроса. Время на обсуждение 30 сек) Приложение № 1.

— В течение 30 секунд каждая группа должна ответить на вопрос, предложенный на карточке.

Ответы сопровождаются обсуждением…..

Сейчас мы с вами вспомним основные правила редактирования и способы форматирования текста. Презентация.

— Как можно исправить ошибки в тексте?

(учащиеся отвечают)

— Определите, чем отличаются фрагменты текста

(учащиеся отвечают)

— Чем отличаются фрагменты текста?

(учащиеся отвечают)

Продолжение работы с презентацией.

— Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Учащийся должен выбрать лепесток ромашки, с названием клавиши, значение которой он должен пояснить. Победителем становится тот, кто правильно и больше перечислит значения клавиш.

(Пробел – установление промежутка между словами;

Enter — переход на новую строку;

Tab – установка красной строки, отступ абзаца;

Backspace — стирание неправильно выбранных символов;

Delete – удаление символов;

Shift — печать прописной (заглавной) буквы в тексте).

Ответы учащихся с комментариями учителя.

Прежде чем приступить к практической работе, давайте с вами вспомним основные элементы панели инструментов текстового редактора WordPad.

(Слайд 9, 10, 11)

ЭТАП 2. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Создание текстового документа в программе WordPad, формирование умения редактировать текст, опираясь на знание из других предметных областей, и форматировать текст по заданию

Длительность этапа

20 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Выполнение практической работы «Набор, редактирование и форматирование текста»

Методы обучения

Практический метод: практическая работа на компьютере

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

ПК учащихся

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-консультант

Основные виды деятельности учителя

Учитель консультирует, наблюдает за работой учащихся, контролирует процесс, помогает учащимся преодолеть трудности

Содержание

Физкультминутка.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
    5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза

Общий алгоритм выполнения практической работы

Итак, мы имеем все необходимые знания, чтобы применить их для выполнения практического задания.

— Прочтите задания к тексту.

— Наша задача не только редактировать текст, но оформить его красочно, применяя разное начертание шрифтов, изменяя его размер и цвет, т.е. форматировать.

— Откройте документ на компьютере

Приложение № 2

ЭТАП 3. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

5 мин.

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Регулятивные: оценка работы одноклассников. По карточкам – образцам, учащиеся проверяют у своего соседа правильность выполнения задания, при выявлении ошибки выделяют красным цветом данную область.

Приложение № 3

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Практическая работа

Методы контроля

Самопроверка, взаимопроверка

Способы коррекции

Индивидуальная работа

Формы организации деятельности учащихся

Учитель-координатор

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель координирует работу по самопроверке и взаимопроверке

Основные виды деятельности учителя

Учитель координирует работу по самопроверке и взаимопроверке

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

5 минут

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащимся предлагается листок обратной связи, где ребята должны обвести кружком один из вариантов, соответствующий их настроению

Домашнее задание

Рабочая тетрадь 116, 117

Содержание

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Проводится рефлексия в виде анкеты

Приложения № 4. Итоги анализируются и обсуждаются с классом.

-Запишите, пожалуйста домашнее задание. (Презентация, слайд 12)

-Ребята вам понравился наш урок? (ответы учащихся)

-Дальше мы будем создавать более сложные и интересные текстовые документы с добавлением таблиц, изображений и рисунков.

Спасибо за внимание

Список литературы:

  1. Босова, Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – 4-е издание, испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192с.: ил.

  2. Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – 3-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 320 с.: ил. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/

  3. www.metod-kopilka.ru

Приложение 1

1 группа. Как открыть текстовый документ?

2 группа. Перечислите способы редактирования текста?

3 группа. Перечислите способы форматирования текста?

4 группа. Как сохранить текстовый документ?

Приложение 2

Задание: Наберите по образцу следующий текст, поменяйте строчки местами по смыслу, вставьте не достающие слова, разместите по центру, используйте шрифт ARIAL, размер 16, цвет синий, задайте начертания курсив.

Белая береза
Принакрылась ……..,
Точно серебром.

Под моим окном


Снежною каймой
Распустились …….

На пушистых ветках 
Белой бахромой.


В сонной тишине,

И стоит береза
И …… снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым ……….
.

 Приложение 3

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках 
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Приложение 4

https://docs.google.com/forms/d/1MBPGhv9SaDPxBsD3OvrJaLf2T9Yl4gPIqMdMrNvISks/viewform

Приложение 5

Презентация «Редактирование и форматирование текста»

https://drive.google.com/file/d/0BzJdd0ooxm08bkcwVmFiVjdTZk0/edit?usp=sharing

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here