Урок 16. Табличное решение логических задач.
Планируемые образовательные результаты:
-
предметные — умение представлять информацию в табличной форме.
-
метапредметные — основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
-
личностные — чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
-
акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;
-
дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
-
закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
-
таблица;
-
логическая задача;
-
взаимно однозначное соответствие.
Используемые на уроке средства ИКТ:
-
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
-
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Табличный способ решения логических задач».
Особенности изложения содержания темы урока
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:
-
мини-дискуссия по вопросу 1 на стр. 68 учебника;
-
визуальная проверка выполнения №121, №123, №124 в РТ. Далее следует вспомнить основные структурные компоненты таблицы и ответить на
вопрос 3 на стр. 68 учебника.
Затем следует познакомить учеников с табличным способом решения логических задач (с использованием презентации). Закрепление материала происходит в процессе самостоятельного решения учениками №125 и №128 в РТ.
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент |
| Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации — формирование навыков письма |
2 | Запись домашнего задания. | §9 (2); РТ: №126, №127. | Работа с дневниками | |
3 | Устное повторение. | — Расскажи о таблицах, которые ты часто используешь.
— Как устроена таблица?
-Сравни текстовую и табличную форму представления информации. Какая нагляднее? Объясни.
| — вспоминают таблицу умножения, таблицу погоды, таблицы по русскому языку и другие; — смотрят на рисунок, называют основные элементы таблицы; — сравнивают текст и таблицу, делают вывод о том, что таблица нагляднее т.к. содержит много информации в сжатом виде. | Личностные УУД: — развитие грамотной речи, памяти |
4 | Формулирование темы и целей урока | — Реши математическую задачу. Запиши решение по действиям ( работа с интерактивной доской): садовнику нужно огородить прямоугольную клумбу с помощью 42 – х метрового мотка проволоки. Есть 2 варианта:
Какой из этих вариантов должен выбрать садовник, чтобы ему хватило проволоки? — Математические задачи можно легко решить по действиям. А как решать логические задачи? — учитель подсказывает: а может использовать таблицу? — Если мы будем решать логическую задачу с помощью таблицы, то и темой нашего урока будет: — Назови цель урока: | — вычисляют периметры прямоугольников 1) (17 +5) * 2 = 44 м. 2) (11 +10)*2=42 м — видят, что периметр второго прямоугольника равен 42 метрам и делают вывод, что садовник выберет 2 вариант.
— дети затрудняются ответить;
— надо попробовать;
— «Табличное решение логических задач»
— научиться решать логические задачи с помощью таблиц. | Регулятивные: — развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Личностные: — развитие логического мышления
|
5 | Объяснение темы | — просмотр видеоролика | — смотрят, запоминают;
| Познавательные УУД: — формирование представлений о способах решения логических задач с помощью таблиц
Личностные: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.
|
6 | Закрепление материала через работу в парах, проверка. | Выполни задание в рабочей тетради | РТ с. 94-95 №128
| Коммуникативные УУД: — умение работать в группах, — развитие диалогической речи Личностные УУД: — формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную, при этом, решая логические задачи.
|
7 | Компьютерный практикум | Выполни задание на компьютере | Работа с файлом «Логические рассуждения» | |
8 | Проверка домашней работы | — собрать тетради на проверку. | РТ: №120, №123, №124 |
|
9 | Итоги урока, рефлексия | Можете ли вы назвать тему урока? — Вам было легко или были трудности? — Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? — Какое задание было самым интересным и почему? — Как бы вы оценили свою работу? | Работа с дневниками | Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |