Конспект урока по теме: «Тексты в компьютерной памяти»
Автор: Стасева Маргарита Сергеевна
Цель урока: Ввести понятие кодирование текстовой информации, научить работать с таблицей кодов ASCII, КОИ-8.
Задачи:
— обучающие
-
Сформировать представление о кодировании текстовой информации, познакомить с таблицей кодов ASCII, КОИ-8;
-
Научить кодировать текстовую информацию;
-
Научиться пользоваться таблицей кодов.
— развивающие
-
Развить навыки использования таблицы;
-
Развитие познавательного интереса к предмету;
-воспитательные
-
Привитие учащимся навыка самостоятельности в работе
Ход урока:
Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент — Здравствуйте! Все готовы к уроку? 2. Сообщение темы и цели урока — Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока: 3. Изучение нового материала. — Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов. 1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение? 2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры? — Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?
— Да, именно так. Еще можно сюда добавить: 1) компактное размещение; 2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов; 3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи. Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows. Запишите определение: — Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать — на экране монитора видна какая-то «абракадабра». — Ребята, как вы думаете, почему это происходит? — Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст — это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Запишите:
— Число символов в алфавите называется его мощностью. Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. Запишите это:
— Поехали дальше. Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления. Запишите определение:
— Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII (учебник, стр.72). — Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы. Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п. Символ 32 — пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками. Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита. Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер. Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую. 4. Практическая часть — Сейчас мы решим несколько примеров. Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР? — Прежде, чем приступить к решению примера, вспомним, какой объем памяти занимает один символ компьютерного текста.
— Да, верно, и знание принципа последовательного кодирования позволяет нам решать некоторые задачи без обращения к таблице кодировки символов. Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105? К доске выйдет Салахеев.
5. Повторение ЗУН, полученных на уроке. — А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока: Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде «абракадабры»? — Что обозначает понятие «кодовая страница»?
— Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах? 6. Подведение итогов. — Спасибо за работу на уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII. 7. Домашнее задание. — § 13 — выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание: 1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке? 2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст? — Всем спасибо за урок, до свидание. |
— Да, готовы. Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.
Ученики записывают число и тему урок.
Ответов нет.
1) экономия бумаги; 2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;
— Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.
— Не знаем.
— Текст — это любая последовательность символов из компьютерного алфавита.
— Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.
— Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.
Работа по таблице.
— 1 байт.
Решение. Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.
— В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.
Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите — … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k — код 107 и и.д. Следовательно, закодировано слово link.
— На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка. — Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. — Соблюдается
|