Конспект урока по информатике в 11 классе

«Моделирование в электронных таблицах»

Цель урока: развитие умений и навыков учащихся при создании и практическом применении электронных таблиц.

Образовательный компонент цели:

  • закрепление основных понятий и знаний по теме: «Электронные таблицы»

  • обучение правилам написания формул в электронных таблицах с опорой на образец;

  • расширение представлений учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц

  • развитие системы оценки знаний у обучающихся.

Развивающий компонент цели:

  • развитие коммуникативной и когнитивной компетенции  обучаемых;

  • развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц для решения конкретных задач

  • развитие умения логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развитие творческих способностей обучаемых.

Воспитательный компонент цели:

  • формирование познавательной активности школьников при изучении информатики;

  • воспитание толерантности;

  • воспитание культуры общения.

Коррекционный компонент цели.

  • формирование приемов целенаправленного восприятия по плану

  • формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определения их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнения.

  • Практический выход: умение применять в различных ситуациях знания и практические навыки о свойствах и возможностях электронных таблиц.

Вид урока: урок-практикум.

Метод обучения: метод проблемного обучения.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы обучения: частично-поисковый, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий.

Технология: проблемно-исследовательская, элементы игровой техники.

Оборудование: ПК, операционная система Windows 7, лицензионный пакет MS Office, презентация MS PowerPoint, приложение MS Excel; конспект, карточки с заданием.

Структура урока

Содержание

Деятельность детей

1

Организационный момент

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2

Актуализация опорных знаний. Закрепление и изучение нового материала.

Цели: закрепление материала по теме «Моделирование в электронных таблицах»

Задачи: научиться строить график в электронных таблицах

На прошлых занятиях мы рассмотрели, что такое компьютерное моделирование, а сегодня научимся моделировать в табличном процессоре.

-Попробуем дать определение понятию «моделирование»? (слайд1)

Сегодня мы будем моделировать на компьютере, т.е. будем заниматься компьютерным моделированием в MS Excel.

Для обработки данных различного вида в виде таблиц существует прикладная программа, которая называется электронной таблицей (слайд 2)

-Познакомимся с историей возникновения электронной таблицы: идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина в 1979 г. и его друг Боб Франкстон, разработали первую программу электронной таблицы. (Слайд 3).

В 1979 г. Дэном Бриклином и Бобом Франкстоном была разработана первая программа электронной таблицы, названная ими VisiCalc. (Слайд 4).

Как думаете, Вам — будущим студентам пригодиться программа MS Excel?

Для несложных вычислений мы можем использовать калькулятор, а когда сталкиваемся с более сложными действиями, можно обратиться к электронным таблицам, электронные таблицы дают возможность быстро выполнять различные математические операции и управлять ими.

Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натуральной или и информационной)

-быстро создать таблицы и вычислять

Изучение нового материала

Каждая ячейка имеет свой адрес, который состоит из названия столбца и номера строки, например, С5. (Слайд 5).

В MS Excel есть возможность пострить диаграммы разных видов, например круговая, линейчатая, график, гистограмма, точечная и т.д. Слайд 6-10.

Вспомним с Вами несколько удобных возможностей при работе в электронной таблице.

Скажите, в чем преимущества табличного процессора. Слайд 11.

Рассмотрим алгоритм выполнения задач.

Как думаете, с чего мы начнем?

Давайте подробно рассмотрим (Слайд 13)

Одним из преимуществ табличного процессора MS Excel является возможность быстрого решения подобных задач и автоматического перерасчета результатов при изменении исходных данных.

Ввод формулы. Выделить ячейку, написать формулу.

4

Практическая часть (построение графика)

Прочитайте задание, и скажите с чего нужно начать моделирование нашей задачи?

Вся технология выполнения работы у Вас есть, приступаем к выполнению работы строго по алгоритму.

Вывод: Мы с Вами построили модель для построения графиков с несколькими произвольными переменными, которые мы можем сами поменять и посмотреть, как меняется наш график.

Заполнения таблицы, ввод формулы, построение диаграммы

5

Физкульт-минутка

А сейчас выполним Физ. минутку

Упражнение 1. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд

Упражнение 2. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 3. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите.

Выполняют зарядку

6

Выполнение самостоятельной работы.

-Продолжаем изучать моделирование. Следующая задача для самостоятельного выполнения. Прочитайте задачу, какие знания работы на табличном процессоре помогут нам выполнить эту задачу и построить график? (заполнение ячеек, формат ячеек, ввод формул, копирование формул, абсолютная и относительная ссылка).

Алгоритм выполнения работы Вам знаком, выполняем задание.

И так, Вы научились моделировать математические задачи на построение графика в табличном процессоре.

Ответы учеников

Выполнение практической самостоятельной работы.

7

Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выполнение теста в табличном процессоре.

-Вам нашем тесте 7 вопросов, на каждый из них один правильный ответ, который Вы должны записать в выделенную ячейку. Ответив на все вопросы, вы узнаете свою оценку за сегодняшний урок.

Выполняют тест

8

Информация о домашнем задании

Домашнее задание построить алгоритм вычисления дискриминанта в табличном процессоре.

Записывают домашнее задание в дневник

9

Рефлексия

(подведение итогов)

Что вы узнали на уроке?

Что было трудным для понимания? (комментирует ответы учащихся)

Итак, компьютерная модель применяется для упрощения реального объекта .

Выражают свое мнение

приложение 2.

Практическая работа в MS Excel.

Задача 1.

Построить график функции y = k x + b  для x  в диапазоне от -5 до +5 с шагом 0,5,   где k и b — произвольные постоянные. 

Технология работы:

Запустите табличный процессор Excel.

Заполните таблицу в соответствии с образцом:

Щелкните правой кнопкой мыши по ячейке С3 и напишите следующую формулу =B3+0,5 и нажмите на Enter

Скопируйте формулу до получения результата «5»

В ячейку В4 напишите формулу =$B$1*B3+$B$2

Скопируйте формулу до ячейки и получите следующий результат

Выделите диапазон В4:V4 и постройте график

Задача для самостоятельного выполнения: Построить график функции y = k x^2 + b  для  x  в диапазоне от -5 до +5 с шагом 0,5,   где k и b — произвольные постоянные.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here