-
Автор разработки: Матюнькина Светлана Васильевна
-
Место работы: МБ ОУ Арзинская СОШ, Починковского района, Нижегородской области
-
Должность автора: учитель информатики
Тема урока: Закрепление изученного материала по теме «Логика»
Цели:
-
Способствовать формированию навыков формально- логического мышления, умению рассуждать и делать выводы.
-
Способствовать формированию информационной культуры и потребности в приобретении знаний.
Задачи:
Образовательные:
-
Обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме «Основы логики»
-
Обеспечить овладение всеми учащимися приемами составления таблиц истинности
Развивающие:
-
Развитие целостности восприятия науки о логике
-
Развитие умения построения таблиц истинности по заданным формулам.
-
Формирование умения анализировать, сравнивать.
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитательные:
-
Воспитание осознанной потребности в знаниях.
-
Воспитание потребности учащихся развить гибкость мышления.
-
Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.
-
Формирование таких качеств личности, как чёткость и организованность в работе; умение контролировать свою деятельность
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала
Методы: диалогический, частично-поисковый, самостоятельная работа, практическая работа на компьютере.
Средства обучения: презентация к уроку, программное обеспечение, карточки с заданиями, оценочные карты.
Техническая база: проектор, экран, компьютеры.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-
основные понятия и определения.
Учащиеся должны уметь:
-
упрощать логические выражения;
-
строить таблицы истинности для логических выражений.
План урока
-
Организационный момент – 1 мин.
-
Постановка темы и целей урока – 2 мин.
-
Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
-
Систематизация и обобщение ранее изученного материала – 15 мин.
-
Практическая работа – 20 мин.
-
Итоги урока. Рефлексия – 3 мин.
-
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
(сопровождается презентацией, связанной с некоторыми другими файлами)
-
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть, думаю, что сегодняшний урок будет плодотворным и интересным для нас всех. Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует. (Отметить отсутствующих)
ІІ. Постановка темы и целей урока
— Сегодня у нас пройдет урок обобщения по теме «Логика». Мы будем выполнять задания, как теоретические, так и практические, вспомним основные логические операции и выражения, а также построение таблиц истинности логических выражений. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова знаменитого французского математика и философа Блеза Паскаля:
Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство, не время, которые мы не можем заполнить, возвышает нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить.
— На партах у каждого из вас находятся оценочные карты (Приложение 1). Заполните их.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
— Для того чтобы выполнить задания, вам необходимы знания, которые вы получили на предыдущих уроках, изучая раздел «Основы логики». Внимательно читайте задания и все требования к их выполнению, я уверена, что у вас все получится!
ІV. Систематизация и обобщение ранее изученного
— Начнем урок с устной разминки. Вам предлагается ответить на вопросы теоретического теста. При правильных ответах будет появляться новый вопрос. Если же ответ неверный, то мы возвращаемся и находим правильный ответ. Итак, приступим…
— Таким образом, мы можем сделать вывод, что основные понятия и определения вы усвоили достаточно хорошо.
— Эти знания вам помогут при выполнении следующего задания, которое называется «Кто быстрее». Двое из вас будут выполнять это задание у доски, остальные в рабочих тетрадях.
-
Даны высказывания:
А={3·3=9}, В= {3·3=10}.
Определите истинность высказываний:
1) А «И» 2) ̚ В «И» 3) А & В «Л» 4) В «Л» 5) ̚ А «Л» 6) А v В «И»
2. Даны высказывания
А={5+7=13}, В= {5+7=12}.
Определите истинность высказываний:
-
А «Л» 2) ̚ В «Л» 3) А & В «Л» 4) В «И» 5) ̚ А «И» 6) А v В «И»
— Проверяем…
— А сейчас сделаем небольшой лирический переход. Сколько слов, связанных с терминами нашей сегодняшней темы имеется в стихотворении? (Ответ: 9)
Начало светлое весны….
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели, помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай….
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
(С.А.Марков)
— Выставите оценку в графу «Подготовка к уроку» в своих оценочных картах.
V. Практическая работа
— Следующим этапом нашего урока буде выполнение практической работы за компьютером (Приложение 2). Но прежде чем приступить к работе за компьютером мы с вами построим таблицу истинности алгебраически на доске и в тетрадях, а затем проверим правильность выполнения на компьютере. Итак, приступим… К доске выходит…
— Сколько строк будет в вашей таблице? (3 переменных: А, В, С; 23=8)
— Сколько столбцов? (5 операций + 3 переменных = 8)
Самостоятельная работа. Для тех, кто сделает быстро, подготовлены карточки с дополнительным заданием (Приложение 3).
Задание: Построить таблицу истинности для формулы А & (В v ¬В & ¬С), используя MS Excel.
Алгоритм:
-
Определить количество наборов входных переменных, по формуле: Q = 2n, где n – количество переменных. Q = 23 = 8.
-
Внести в таблицу все наборы входных переменных:
-
Определить количество логических операций и порядок их выполнения:
-
B
-
С
-
В & С
-
В V (В & С)
-
А & (В V В & С)
-
Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности.
— Итак, с работой справились все, и вы можете выставить оценку в оценочный лист.
Логическая задача
— Садимся за парты и внимательно смотрим на интерактивную доску. Задание «Шевели мозгами»: определите закономерность и продолжите ряд. Как вы думаете, что будет следующим?
ІV. Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня делали на уроке, что вспомнили и обобщили?
— Анализируя ваши оценочные карты, выставляются следующие оценки…
VІ. Домашнее задание
Составить таблицы истинности по логическим выражениям:
а и (не в или с)
а и в или не а и с
р и (а и в и с или не в и не с)
— Всем спасибо! До свидания!
Приложение 2
Задания для самостоятельного выполнения
Вариант 1
Для формулы ( А V В ) & С построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.
Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».
Вариант 2
Для формулы ( А V В ) & ( V ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.
Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».
Вариант 3
Для формулы А & ( В V & ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.
Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».
Вариант 4
Для формулы В & ( А V & ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.
Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».
Приложение 1
Оценка работы при подготовке к уроку | Самооценка | Оценка учителя |
|
| |
Оценка работы в ходе урока |
|
|
Итоговая оценка |
|
|
Приложение 3
Карточки с дополнительными заданиями
1. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание:
(Х>4) V ((Х>1) → (Х>4)) ?
1) 1 2)2 3)3 4)4
__________________________________________________________
2.Какое логическое выражение равносильно выражению ┐(А V В) ?
1) А V В 2) А & В 3) (┐А) V (┐В) 4) ( ┐ А) & (┐В)
___________________________________________________________
Какое логическое выражение равносильно выражению ┐ (┐А V В) V ┐С ?
1) (А & ┐В) V ┐С 2) ┐А V В V ┐С 3) А V ┐В V ┐С 4) (┐А & В) V ┐С
Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению ┐ (┐А& В) ?
1) А V ┐В 2) ┐А V В 3) В & ┐А 4) А & ┐В