8 класс
Контрольная работа по теме : «Элементы алгебры логики»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученные при изучении раздела “Элементы алгебры логики”.
Задачи урока:
общеобразовательные:
-
обобщить и систематизировать знания по основным понятиям: логические операции – логическое сложение, логическое умножение, логическое отрицание, таблица истинности;
-
закрепить навыки составления таблиц истинности;
-
закрепить навыки решения логических задач.
развивающие:
-
развитие логического мышления учащихся;
-
формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, формализовать задачи;
-
развитие интереса к информатике и математике.
воспитательные:
-
формирование целостных представлений о картине мира;
-
формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
-
основные определения и понятия: , логика, высказывание (простое и составное), логические операции (конъюнкция – логическое умножение, дизъюнкция – логическое сложение, инверсия – логическое отрицание), таблица истинности;
-
основные обозначения логических операций;
-
приоритет выполнения логических операций;
-
основы составления таблиц истинности;
уметь:
-
формировать сложные высказывания из нескольких простых, используя логические операции;
-
записывать высказывания на языке алгебры логики;
-
строить таблицы истинности логических функций нескольких переменных;
-
решать типовые логические задачи с помощью логических рассуждений и с помощью таблиц истинности.
8 класс
Контрольная работа по теме : «Элементы алгебры логики»
1 вар
Задача №1
Составить таблицу истинности для следующего логического выражения:
A/ (B / /)
Задача №2
Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая находку, каждый высказал по два предположения:
Алёша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».
Боря: » Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».
Гриша: » Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».
Каждый из них был прав только в одном из двух предположений.
Где и в каком веке изготовлен сосуд?
Задача №3
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
-
Смит самый высокий.
-
Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте.
-
Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу.
-
Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их.
-
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Задача №4
Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Известно, что:
-
Москвич сидел между Томичем и Витей.
-
Петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша.
-
Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске.
-
Томич с Толей регулярно переписываются.
Определить в каком городе живет каждый из ребят?
Задача №5
Упростите логические выражения с учетом правильной последовательности выполнения логических операций:
Контрольная работа по теме: «Элементы алгебры логики»
2 вар
Задача №1
Составить таблицу истинности для следующего логического выражения:
(A/ B) /
Задача №2
На перекрестке произошло ДТП, в котором участвовали автобус (А), грузовик (Г), легковой автомобиль (Л) и маршрутка (М). Свидетели ДТП дали такие показания:
1) первым на перекресток выехал автобус, а маршрутка была второй;
2) последним на перекресток выехал легковой автомобиль, а вторым был грузовик;
3) автобус выехал на перекресток вторым, а следом за ним — легковой автомобиль.
В результате оказалось, что каждый свидетель был прав только в одном из своих утверждений. В каком порядке выехали машины на перекресток?
Задача №3
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Известно, что:
-
Маша играет на рояле.
-
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
-
Оля играет на виолончели.
-
Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
-
Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
Примечание: в задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»).
Задача №4
Воронов, Павлов, Левицкий и Сахаров — четыре талантливых человека. Один из них — танцор, другой — художник, третий — певец, четвертый — писатель. Известно, что:
-
Воронов и Левицкий сидели в зале консерватории в тот вечер, когда певец дебютировал в сольном концерте;
-
Павлов и писатель вместе позировали художнику;
-
Писатель написал о Сахарове и собирается писать о Воронове;
-
Воронов никогда не слышал о Левицком.
Кто чем занимается?
Задача №5
Упростите логические выражения с учетом правильной последовательности выполнения логических операций:
Ответы:
1вар
№1
Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк — 23 =8.
Количество логических операций в формуле 5, количество логических переменных 3, следовательно количество столбцов: 3 + 5 = 8.
№2 Это сосуд финикийский и изготовлен в V веке.
№3
Скрипка | Флейта | Альт | Кларнет | Гобой | Труба | |
Браун | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Смит | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Вессон | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.
№4
Определить в каком городе живет каждый из ребят?
Москва | СПб | Новгород | Пермь | Томск | |
Юра | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Толя | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Леша | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Коля | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Витя | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Ответ: Юра- Новгород, Толя — Москва, Леша — Томск, Коля — Пермь, Витя — Спб.
№5
-
)=1=1
-
=
Ответы:
2 вар
№1
-
В данной функции три логические переменные – А, В, С
-
количество строк таблицы = 23 =8
-
В формуле 3 логические операции.
-
Расставляем порядок действий
1) А/ В; 2) ¬С; 3) (AVB) / ¬С .
-
количество столбцов таблицы = 3 + 3 = 6
В | С | A/B | ¬С | (A/B) / ¬С | |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
№2
А1 — автобус первый
М2 — маршрутка вторая
Л4 — легковая четвертая
Г2 — грузовик второй
А2 — автобус второй
Л3 — легковая третья
(А1+М2)·(Л4+Г2)·(А2+Л3)=1
(А1Л4+А1Г2+М2Л4+М2Г2) · (А2+Л3)=1
(А1Л4А2+А1Л4Л3+А1Г2А2+А1Г2Л3+М2Л4А2+М2Л4Л3)=1
А1Г2Л3=1
Ответ: Автобус, Грузовик, Легковая, Маршрутка.
№3
Ответ: Маша — рояль (английский)
Оля — виолончель (немецкий)
Лена — скрипка (французский)
Валя — арфа (итальянский)
№4
Воронов | Павлов | Левицкий | Сахаров | |
Певец | 0 | 1 | 0 | 0 |
Писатель | 0 | 0 | 1 | 0 |
Художник | 0 | 0 | 0 | 1 |
Танцор | 1 | 0 | 0 | 0 |
Ответ: Павлов — певец, Воронов — танцор, Левицкий — писатель, Сахаров — художник.
№5
-
А