План — конспект урока информатики и ИКТ в 9 классе по теме :
“ Программирование динамической модели”.


Тема урока : Программирование динамической модели
Цель урока : формирование информационной компетентности личности в высокоразвитой информационной среде на основе создания динамической модели средствами программирования
Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончанию изучения темы:
-раскрывает понятие динамической модели;

-владеет способом создания модели через построение диаграммы в электронной таблице;

-устанавливает причинно- следственные связи между данными в ячейках с параметрами диаграммы;
-понимает алгоритм, описанный с использованием конструкции повторения ( цикла);
-устанавливает причинно- следственные связи между данными электронной таблицы и значением переменной в алгоритме программного кода.

Программные требования :

личностные

метапредметные

предметные

-формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

— устанавливать причинно- следственные связи

-давать определение понятием

-создавать и преобразовывать модели для решения задач

— даёт объективную оценку собственной деятельности

— использование базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных программных средств
( электронные таблицы)

— понимание
( формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения
( циклы)
-формирование умения моделировать с использованием средств программирование


Программное содержание:
построение моделей реальных объектов и процессов в виде исполнителя, программа- запись алгоритма на алгоритмическом языке, понятие величины, алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий, динамические ( электронные таблицы) , использование формул, построение графиков и диаграмм
Мировоззренческая идея: использование программирование в компьютерном моделировании расширяет способы познания окружающих явлений, процессов и объектов.
Основные понятия: динамическая модель, алгоритм, программа, цикл, переменная, диаграмма, электронная таблица, ячейка, формула, графический объект, движение.
План изучения нового материала:
1.Построение статичной модели в виде пузырчатой диаграммы.
2.Осуществление движения элемента диаграммы через написания программного кода.
Технология проблемно- развивающего обучения
Тип урока: комбинированный
Вид урока:
традиционный (урок-исследование)
Мизансцена урока:
традиционная
Оборудование урока: мультимедиа проектор, компьютеры, электронная таблица Excel, раздаточный материал.
Домашнее задание: составить динамическую модель вращения земли и луны вокруг солнца.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 5 мин.

-формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

— использование базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных программных средств
( электронные таблицы)

-создавать и преобразовывать модели для решения задач

Создание проблемой ситуации

Для чего используются диаграммы в электронной таблице?

Когда вы создавали модели в электронной таблице в какой форме они представлялись?

Всегда ли статичная информационная модель в виде диаграммы позволяет в полной мере изучить процесс или объект?


Для наиболее глубокого и полного изучения процесса или явления что необходимо сделать с информационной моделью?

А существует ли такая возможность в электронной таблице , чтобы элементы диаграммы стали подвижными и динамичными . Давайте попробуем разобраться?

Главный вопрос урока:

Возможно ли в электронной таблице осуществить движения элементов диаграммы?

Гипотезы:

— Да, это можно осуществить, если более глубоко изучит возможности электронной таблицы.

— Нет, так средствами электронной таблицы невозможно автоматизировать процесс движения элементов диаграммы.

Что должны сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения?

Фронтально

Для визуального представления данных
Для создание моделей различных процессов, явлений и объектов.

Статичная , неподвижная визуальная форма представления в виде диаграммы.

Нет.

Необходима динамика процесса в реальном времени, его движение.

Запись темы и главного вопроса в тетрадь

Фронтально

Фронтально.
Необходимо создать статичную модель конкретного процесса или явления и попробовать найти новые и неизвестные пока нам возможности электронной таблицы, которые бы позволили

сделать нашу модель динамичной.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА — 15 мин.

-создавать и преобразовывать модели для решения задач

— устанавливать причинно- следственные связи

— использование базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных программных средств

— понимание
( формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения
( циклы)

1. Построение статичной модели в виде пузырчатой диаграммы

Давайте создадим модель процесса вращение луны вокруг земли.

Частично-поисковый метод

Проблема: какие средства электронной таблицы необходимо использовать, чтобы построить статичную модель вращение луны вокруг земли?

Гипотезы:
Пузырчатый вид диаграммы наиболее подходит для создания модели вращения луны вокруг земли
Факты: Пузырчатая диаграмма наиболее соответствует формам небесных тел, она позволяет отразить размеры земли и луны, выстроить расположение объектов на координатной оси, точно представить луну как точку со значениями на координатной оси, определить параметры её движения и число оборотов.
Анализ: Для чего нам необходимы формулы для построение модели?

Выводы: Движение графического объекта- это его изменение на координатной оси. Пузырчатый тип диаграммы позволяет наиболее адекватно отразить процесс вращение небесных тел. Математические формулы позволяют точно установить значения координаты точки и связать значения в ячейках

2.Осуществление движения элемента диаграммы через написания программного кода
При изменении значения в ячейки параметр происходит изменения местоположения луны на координатной оси нашей диаграммы.

Частично-поисковый метод

Проблема:
Как автоматизировать изменения данных в ячейке параметр?

Гипотезы: Язык программирования VBA , который встроен в электронную таблицу Excel позволяет создать программу, которая бы позволяла в автоматическом режиме без участия пользователя автоматизировать изменения величин ячеек. Факты: На вкладке Разработчик мы используем активный элемент “Кнопка”. Режим “Конструктор” позволяет для данного интерактивного элемента , войти в среду программирования языка VBA и создать программный код для автоматизации процесса изменения величин в ячейках электронной таблицы. Какой тип цикла мы должны использовать в программе?

Анализ: Какая конструкция используется в программном коде?

Выводы: Язык программирование VBA совершенствует процесс моделирование в электронных таблицах. Открывает новые возможности работы с данными в динамических таблицах.

Фронтально

Построить диаграмму по необходимым данным процесса вращения луны вокруг земли

Фронтально
Анализируют раздаточный материал.
(Приложение № 1)
Они позволяют точно определить положение луны при движении по окружности вокруг земли.
Установить связь между значениями ячеек.


Фронтально.
Запись в тетрадь.

Фронтально.

Необходимо воспользоваться средствами программирования.

Фронтально.
Анализируют раздаточный материал.
(Приложение № 2)
Конструкция повторения- цикл.

Фронтально.
Запись в тетрадь.

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО — 10 мин.


-формирование умения моделировать с использованием средств программирование

— давать определение понятием

А теперь давайте сделаем практические задания.

Практическая работа

Увеличьте скорость движения луны вокруг земли в 100 раз.
Увеличьте число оборотов вращения луны в 100 раз.

Повторительно-обобщающая беседа

Что такое динамическая модель? Для каких целей её используют? Какими средствами электронной таблицы можно создать информационную модель?

Индивидуально за компьютером

Фронтально

— даёт объективную оценку собственной деятельности

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

— Где и в каких ситуациях мы можем применить новые знания и умения?

— Что особенно понравилось на уроке? Почему?

— Что вызвало наибольшую трудность? Почему?
Какие новые знания о процессе вращения луны вокруг земли вы получили в результате изменения модели из статичной формы в динамическую?

Фронтально

Запись в тетради основных выводов

Форма орбиты, направления движения луны по орбите, увеличения скорости движения луны может привести к тому что она слетит с орбиты вращения.

Дидактические материалы

1

2

Private Sub CommandButton1_Click()
For t = 0 To Cells(4, 5) Step 0.1
Cells(2, 1) = t
DoEvents
Next
End Sub

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here