План-конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ № 26 »
Учитель: Филиппова Валентина Вячеславовна
Класс: 8
Тема учебного занятия: Кодирование числовой информации
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа)
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательная: дать представление о способах кодирования числовой информации;
Развивающая: научить переводить числа, представленные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; развитие познавательного интереса к предмету;
Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе.
Оборудование: АРМ учителя, мультимедийный проектор, экран, рабочее место ученика.
Программное обеспечение: операционная система WinXP, стандартное приложение Калькулятор.
Дидактические материалы к учебному занятию: мультимедийная презентация «Кодирование числовой информации», текст практической работы.
Подготовка к уроку: подбор материалов для презентации.
Ход учебного занятия:
Содержание, материал урока | Наглядность (на экран с помощью проектора выводятся слайды презентации, подготовленной учителем) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Организационный этап 1 мин. |
| Здравствуйте! Меня зовут…… Нам сегодня на уроке понадобятся тетради. | Приветствуют учителя и открывают тетрадь |
| Актуализация опорных знаний (обобщение) – Методы: беседа, демонстрация Формы: фронтальный опрос 5 минут |
| Какие виды информации вы знаете?
Как вы думаете, какой вид информации можно отнести к основному, наиболее часто используемому? Почему? | Текстовая, графическая, числовая, звуковая;
Числовой, потому что только с помощью таблиц, в которые внесены какие-то числа, можно наиболее просто и нагляднее представить какую-либо информацию. |
| Объяснение нового материала 15 минут Методы: беседа, демонстрация, Формы: фронтальный опрос
|
| Мы сегодня с вами рассмотрим такое понятие, как система счисления, научимся переводить числа из восьмиричной, двоичной и шестнадцатиричной систем счисления в десятичную. Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь. | Записывают тему урока в тетрадь. «Кодирование числовой информации» |
| Мы с вами выяснили, сто числовой вид информации является наиболее удобным для представления информации. Таким образом, система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Запишем это определение в тетрадь. Системы счисления бывают позиционные и непозиционные | Записывают определение в тетрадь: Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. | ||
3. | Объяснение нового материала |
| Непозиционные системы счисления – значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Примером может служить римская система счисления. Учитель приводит несколько примеров. Запишем определение и пример в тетрадь. | Записывают определение и пример в тетрадь: Непозиционные системы счисления – значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Пример: ХХХ = 10+10+10= 30 (Х — 10);
|
| Позиционные системы счисления – значение цифры зависит от ее позиции в числе. Примером данной системы счисления может служить современная система записи чисел. Учитель приводит несколько примеров. Запишем определение и пример в тетрадь. | Записывают определение и пример в тетрадь: Позиционные системы счисления – значение цифры зависит от ее позиции в числе. 333 = 300 + 30 +3; |
Объяснение нового материала |
| Какие системы счисления вы знаете? К позиционным системам счисления можно отнести десятичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и двоичную. | Десятичная и двоичная | |
| В определении системы счисления упоминалось понятие алфавита системы счисления. Что же это такое? Верно, это цифры, с помощью которых мы можем записать число. Рассмотрим алфавиты десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной систем счисления. Посмотрите на слайд и запишите интервалы цифр себе в тетрадь. | Цифры; Записывают в тетрадь: Десятичная – 0..9; Восьмеричная – 0..7; Шестнадцатеричная – 0..9, А, В, С, D, E, F.(10 — 15) Двоичная – 0, 1. | ||
| Числа в системах счисления могут иметь как свернутую, так и развернутую форму записи. Рассмотрим это на примерах. Учитель демонстрирует примеры. Особое внимание обратите на то, что разряды формируются от запятой влево(0, 1, 2) и вправо (-1, -2). |
| ||
3. | Объяснение нового материала | Если мы в развернутой форме записи числа возведем все основания в степени и сложим, то мы переведем число из той системы счисления, в которой оно было записано, в привычную нам, десятичную. Просмотрите примеры и запишите их в тетрадь. | Записывают примеры в тетрадь:
| |
3 | Выполнение практической работы Формы: Индивидуальная практическая работа 10 мин. | Задание. Перевести номер года в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Порядок работы:
| Раздает тексты практической работы и предлагает её выполнить на ПК: А теперь, вы попробуйте выполнить перевод из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора; приступайте к выполнению практической работы. | Выполнение практической работы на ПК |
Контроль и самопроверка знаний |
| Ученики делают вывод о возможности работы Калькулятора в различных системах счисления и отмечают, что при работе в различных системах счисления доступен различный набор цифр. | ||
| Постановка домашнего задания 2 мин. |
| В ваших учебниках параграф 4.1.1 и задания 4.1, 4.4 и 4.5 на странице 108 вашего учебника. Задания выполняем письменно. | Записывают домашнее задание |
| Подведение Итогов Методы: контроль и самоконтроль 10 мин. |
| Раздает карточки с вопросами и предлагает ответить учащимся в письменной форме:
| Отвечают на вопросы учителя и записывают ответы на карточки |
Список литературы и других источников, используемых для подготовки к уроку:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
-
Горностаева А.М. Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д.- Волгоград: Учитель, 200