Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 144
Конспект урока по информатике
в 9 классе
Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel
подготовила
учитель информатики
Кондратенко Лариса Андреевна
г. Екатеринбург
2013
Тема урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel»
Класс: 9Б
Тип урока: комбинированный
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Цели:
Образовательные
-
Отработка навыков построения графиков функций,
-
закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ;
-
Отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач
Развивающие
-
Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях.
-
Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры
Воспитательные
-
Развивать культуру общения и культуру речи.
-
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
-
Научить отстаивать свою точку зрения
Техническое обеспечение:
-
Компьютеры
-
Мультимедиапроектор
-
Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы
-
Презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» (алгоритм, тест)
Структура урока.
Время | |
Организационный момент. | 1 мин |
Актуализация знаний. | 3 мин |
Первичное усвоение учебного материала. | 7 мин |
Осознание и осмысление учебной информации | 10 мин |
Применение знаний и умений. | 12 мин |
Информация о домашнем задании. | 1 мин |
Рефлексия (цветовая) | 5 мин |
Итоги | 1 мин |
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроились на работу? Поехали.
Сегодня мы проведем с вами урок по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel».
Перед нами стоит цель: научиться строить графики любых функций в MS Excel
-
мотивация
мне эти знания необходимы:
-
Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Частным случаем диаграмм является график. Два графика мы вместе построили, но алгоритма не записали. Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Презентация (10 вопросов).
Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме.
-
В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
-
ячейка
-
строка
-
столбец
-
формула
-
Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
-
18D;
-
К13;
-
34;
-
АВ.
-
-
Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
-
DF;
-
F12;
-
АБ;
-
113.
-
Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
-
11D;
-
F12;
-
АБ3;
-
В1А.
-
Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
-
по центру;
-
по центру выделения;
-
по правому краю;
-
по левому краю.
-
В электронной таблице невозможно удалить:
-
строку;
-
столбец;
-
содержимое ячейки;
-
имя ячейки.
-
Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:
-
4;
-
8;
-
9;
-
10.
-
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
-
6
-
14
-
24
-
26
-
Выберите ссылку, которая не является смешанной:
-
F$15
-
$B4
-
$A$1
-
$C12
-
В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?
-
=2*$B1
-
=2*$A2
-
=3*$A1
-
=2*$A1
-
Первичное усвоение учебного материала.
А теперь давайте вспомним алгоритм построения графиков функций.
Просмотр презентации по теме «Преобразование графика квадратичной функции » с комментариями и записью алгоритма в тетрадь.
-
Составить таблицу значений переменной у от х
-
Выделим таблицу
-
В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров (или с маркерами)
-
Во вкладке ряд ввести подписи оси ох, функцию
-
Подписать в заголовках график, оси. Нажать Готово
-
Переместить подписи осей, поменять ориентацию подписи оси у.
-
Оформить график.
Используя данный алгоритм построим несколько графиков функций, сначала все вместе, а потом каждый самостоятельно.
Займите места у компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу.
Первое задание мы выполним вместе. За главный компьютер приглашается ученик. Задание выполняем с комментариями.
-
Осознание и осмысление учебной информации.
Задание 1. Построить график функции с использование электронных таблиц
у = х2+5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.
Изменить функцию: у = х2-5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.
Что изменилось?
-
Применение знаний и умений.
А можно ли построить в системе координат сразу 2 и более графиков, чтобы проследить преобразование? Давайте попробуем.
Построить графики функций с использование электронных таблиц
Задание 2. у = х2 и у = 2х2 в промежутке [-4;4] с шагом 0,5
Сравните графики.
Сделайте выводы.
Задание 3.
Построить график функции y=|x2-10| на [-6;6] c шагом 1.
Воспользуемся Мастером функций.
Задание 4
Найти решение уравнения 5х= х2+4
Самостоятельно
Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.
В синих тонах – что-то непонятно, еще надо поработать.
В зеленых – ничего не понятно.
-
Информация о домашнем задании.
Дома построить остальные графики на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу moy144-1@mail.ru В теме подписать свою фамилию.
Задание на урок.
Построить график функции (каждый на отдельном листе Excel):
-
у = х2+5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1
у = х2-5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1
-
у = х2 и у = 2х2 в промежутке x [-4;4] с шагом 0,5
-
y=|x2-10| в промежутке x [-6;6] c шагом 1
-
Найти решение уравнения 5х= х2+4
Построить график функции
-
y=sin x/2 в промежутке x [-5;5] c шагом 1
-
y=3*x2+4x-5 в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
-
y=2cos x в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
-
y=-x2+5 в промежутке x [-4;4] c шагом 1
-
Найти решение уравнения x+2= х2
-
Рефлексия
Цель
Оценка
Самооценка
Трудности
Чему научилсь
-
Итоги
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
-
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
-
http ://infoschool .narod .ru /
-
www .metod -kopilka .ru /page -2-2.html
-
http://www.uroki.net/