Рабочая программа
по информатике
4 класс
УМК «Школа России» ФГОС
Учитель начальных классов: Авчинникова А.В.
МКОУ Червленовская СОШ
Волгоградская обл., Светлоярский р-он, с. Червленое
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ: Рабочие программы 1-4 классы – М. Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
-
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
-
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
-
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
-
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
-
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
-
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
-
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю – 34 часа
Из них:
-
контрольных работ – 4
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
-
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами
— планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений.
-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивание собеседника и ведение диалога;
-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами
— находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
-
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
-
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
-
изображать графы;
-
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
-
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Тематическое планирование по информатике
Тема раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика учебной деятельности |
Дата |
Домашнее задание | ||
по плану | по факту | ||||||
1. | Алгоритмы. /9ч/ | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»). | 1 | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. | 1 нед. |
| № 3 |
2. | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то – иначе»). | 1 | 2 нед. |
| № 5,7 | ||
3. | Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»). | 1 | 3 нед. |
| № 10 | ||
4. | Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»). | 1 | 4 нед. |
| № 15 | ||
5. | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»). | 1 | 5 нед. |
| № 20,21 | ||
6. | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы». | 1 | 6 нед. |
| № 24 | ||
7. | Контрольная работа по теме «Алгоритмы». | 1 | 7 нед. |
|
| ||
8. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 8 нед. |
| № 28 | ||
9. | Повторение. | 1 | 9 нед.
|
| № 30 | ||
10. | Группы (классы) объектов. /8ч/ | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»). | 1 | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). | 10 нед. |
| № 3, 4 |
11. | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»). | 1 | 11 нед. |
| № 9 | ||
12. | Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»). | 1 | 12 нед. |
| № 11, 15 | ||
13. | Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). | 1 | 13 нед. |
| № 18, 21 | ||
14. | Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты». | 1 | 14 нед. |
| № 16, 25, 27 | ||
15. | Контрольная работа по теме: «Объекты». | 1 | 15 нед. |
|
| ||
16. | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 | 16 нед. |
| № 30, 33 | ||
17. | Повторение. | 1 | 17 нед.
|
| № 35, 38 | ||
18. | Логические рассуждения. /10ч/ | Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»). | 1 | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. | 18 нед. |
| № 6 |
19. | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»). | 1 | 19 нед. |
| № 9 | ||
20. | Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»). | 1 | 20 нед. |
| № 12 | ||
21. | Пути в графах («Путешествие по графу»). | 1 | 21 нед. |
| № 16, 17 | ||
22. | Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части». | 1 | 22 нед. |
| № 19 | ||
23. | Правило «Если – то». | 1 | 23 нед. |
| № 20, 21 | ||
24. | Схема рассуждений («Делаем выводы»). | 1 | 24 нед. |
| № 25 | ||
25. | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 25 нед. |
| № 25 | ||
26. | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» | 1 | 26 нед. |
|
| ||
27. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 27 нед. |
| № 26, 27 | ||
28. | Применение моделей (схем) для решения задач. /7ч/ | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.
Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | 28 нед. |
| № 5 |
29. | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»). | 1 | 29 нед. |
| № 8, 9 | ||
30. | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»). | 1 | 30 нед. |
| № 10, 13 | ||
31. | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»). | 1 | 31 нед. |
| № 16, 19 | ||
32. | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 32 нед. |
| № 23, 25 | ||
33. | Контрольная работа по теме «Модели в информатике» | 1 | 33 нед. |
|
| ||
34. | Анализ контрольной работы. Повторение. | 1 | 34 нед. |
|
|