Тема урока: Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Класс: 5 класс.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 5 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2011.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: систематизация и расширение знаний обучающихся о составе компьютера.
Планируемые результаты:
личностные:
-
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
развитие ИКТ–компетенции.
предметные:
-
знать: строение компьютера, место компьютера в жизни;
-
уметь: определять основные, периферийные устройства компьютера.
Рекомендуемые образовательные ресурсы.
-
Презентации «Как устроен компьютер», «Компьютер на службе у человека»;
-
Электронный тест «Как устроен компьютер»;
-
Файлы для печати Рабочий лист.doc,.
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 2 | ||
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши, учебник и дневник. Итак, начнем сегодняшний урок. | Проверяют свою готовность к уроку. | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
|
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», | 10 | ||
(Слайд 1-4)
Рассмотрим следующие иллюстрации и ответим на вопрос:-«Для чего нужны перечисленные предметы?» А что мы получили в результате ответа на поставленный вопрос?. | Ученики отвечают на вопрос учителя (для счета, для уточнения веса и т.д.)
Ученики высказывают свое мнение.
| Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П). |
|
— Что такое информация? Как мы получаем информацию?
| Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
|
Скажите, а что мы можем делать с информацией?.
| Ученики отвечают на вопрос учителя: хранить. Получать, Предавать. |
| |
Постановка цели урока |
| ||
Существует «машина», которая способна все перечисленные действия выполнять с информацией. -Давайте угадаем, что же это за «машина»? (Слайд 5-6)
— Объясните многообразие ваших ответов — Как думаете, какова тема урока? — Какова главная цель урока?
Сегодня мы познакомимся с составом компьютера. | Ученики отвечают на вопрос учителя: Компьютер
Тема урока «Как устроен компьютер» Учащиеся формулируют цель: научиться различать устройства компьютера.
| Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование — (Л) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
|
|
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися построения компьютера | 15 | ||
— Компьютер – это автоматическое программно-управляемое устройство для выполнения любых видов работы с информацией. (Слайд 7)
— Его конфигурацию, т.е. состав оборудования можно изменять. -Чтобы определить базовый состав компьютера предлагаю выполнить задание «Собери компьютер» Учитель раздает группам листочки с изображением устройств «монитор»,» клавиатура», «системный блок», «мышь», «принтер», «наушники», «микрофон». Записываем определение: Базовая конфигурация компьютера — минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером. (Слайд 8)
В базовую конфигурацию входят 4 устройства: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. В такой аппаратной конфигурации и при наличии соответствующего программного обеспечения можно полноценно работать на компьютере. Именно в такой конфигурации компьютеры обычно продаются в магазине.
| Записывают определение «Компьютер».
Дети в группе по 7 человек работают над полнением задания. Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы (базовая структура компьютера: системный блок, монитор, клавиатура и мышь) Фиксируют в тетрадь базовый состав компьютера. Отвечают на вопросы! |
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К)
|
|
Эти устройства вам известны, но сегодня мы о них узнаем подробнее. (Слайд 9)
Системный блок –представляет собой основной узел компьютера Существуют системные блоки в 2 типах корпуса: Desctop (настольный вариант – не очень удобен,не подлежит изменению) и tower (башня – можно изменять, наращивать внутренние устройства, увеличивать мощность ПК) (учитель нажимает на изображение каждого типа – установлены триггеры появления для текста). А какие кнопки есть на системном блоке, ребята? Обычно на корпусе есть 2 кнопки: одна для включения ПК, другая для перезагрузки. При включении ПК на системном блоке зажигаются маленькие лампочки – их называют индикаторы (учитель щелкает ЛКМ в любом месте экрана или нажимает Enter). Индикатор Power горит зеленым цветом постоянно, пока компьютер включен. Индикатор красного (желтого) цвета – загорается периодически, при работе с жестким диском (сохранение, загрузка программы и т.п.).
(слайд 10).
—Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, называют внешними (или периферийными) (учитель нажимает на блоки с названиями ЛКМ – заданы триггеры на появление текста). -К внутренним устройствам относятся: блок питания, материнская плата, накопители на ЖМД (жесткие магнитные и оптические диски), сетевая плата, дисководы. (Слайд 11, 12)
(Слайд 13)
— Память компьютера служит для хранения данных. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства, их реализующие, называются ОЗУ и ПЗУ (учитель щелкает ЛКМ по каждому блоку с название – заданы триггеры для появления текста). К внешним устройствам относятся: монитор, клавиатура, принтер, мышь, сканер, модем, колонки и т.д. —В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении ПК. Все программы и данные, необходимые для работы ПК, помещаются в ОЗУ. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. (Слайд 14)
— Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. (Слайд 15)
Дисплей – монитор – устройство для отображения (вывода) информации. При покупке монитора важно знать следующие его потребительские параметры. 1 параметр: размер – измеряется между противоположными углами кинескопа по диагонали. Единицы измерения – дюймы. Стандартные размеры: 17, 19, 20, 21 дюйм. 2 параметр: шаг маски – чем меньше шаг между отверстиями или щелями, находящимися на специальной панели (маске), тем чётче и точнее изображение. Единица измерения: доли миллиметров. Стандартные размеры: 0,25-0,27 мм. 3 параметр: частота регенерации (обновления) изображения показывает, сколько раз в течении секунды монитор может полностью сменить изображение (поэтому её также называют частотой кадров). Единица измерения: Гц (герц). Чем выше, тем чётче и устойчивее изображение, тем меньше утомление глаз. 4 параметр: класс защиты – определяется стандартом техники безопасности (яркость, контрастность, мерцание, антибликовые свойства покрытия).
|
Фиксируют основные данные в «Рабочий лист».
Отвечают на поставленный вопрос.
Фиксируют в тетради понятия «внутренние» и «внешние» устройства.
Заполняют «Рабочий лист»
Записывают основные параметры монитора
| оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) |
|
(Слайд 16)
Клавиатура – клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш. (Слайд 17)
Стандартная мышь имеет 2 кнопки. Любую работу выполняют только левой клавишей мыши (ЛКМ), правой клавишей мыши (ПКМ) вызывают контекстное меню. (Слайд 18) |
|
Общеучебные (П)
|
|
|
|
|
|
Физкультминутка | 2 | ||
(Слайд 19) | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. Учащиеся проверяют и корректируют свою работу | умение слушать и слышать (К) саморегуляция (Р) |
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | 10 | ||
(Слад 20)
— Все эти устройства составляют аппаратное обеспечение компьютера и разделяются на 4 группы. Ребята, какие из изученных нами сегодня устройств вы отнесете к каждой группе? (ученики предлагают свои варианты классификации оборудования, а затем учитель щелкает ЛКМ по названию каждой группы – заданы триггеры появления рисунков).
Поменяйтесь карточками с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям:
4 задания — оценка 5 3 задания — оценка 4 2 задания — оценка 3 -Предлагаю выполнить тест по теме«Как устроен компьютер»
Практическая часть занятия работа за клавиатурным тренажером «baby 2000»
| Работа одного ученика у доски. Остальные самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал.
Самостоятельное выполнение теста онлайн. | Применение нового материала при решении бытовых задач (Л) умение выражать мысли (К)
Оценивание усваемого содержания (Л) |
|
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 6 | ||
Какую тему мы изучили на уроке? — Какие устройства компьютера теперь вы знаете? — Какие трудности вы испытывали при выполнении зданий? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
Домашнее задание достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 21)
Прочитать параграфы 2.1, 2.2 Выполнить задания письменно в тетрадь. С.54 №1, С.55 №5 | Учащиеся дают ответы на вопросы Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Анализируют работу на уроке через самооценку Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
|