Конспект урока обучения грамоте

с использованием технологии КСО

Азбука Н.М.Бетеньковой

УМК «Гармония»

1класс

Тема: Звуки [к, к,,г ,г,], буквы Кк и Гг.

Учитель Кудрявцева Любовь Владимировна

Цели:

  1. Формировать представление о парных согласных звуках [ Г, Г,, К, К,].

  2. Тренировать в чтении слов с буквами К, к, Г, г.

  3. Создать учащимся условия для формирования у них положительного отношения к чтению.

  4. Воспитывать интерес к чтению.

  5. Способствовать атмосфере сотрудничества и взаимопомощи на уроке.

  6. Развивать фонематический слух и навыки работы в паре.

Оборудование:

  1. Азбука.

  2. Картинки ребусов.

  3. Карточки с условными значками звуков.

  4. Карточки с буквами Кк, Гг.

  5. Магнитофон с записью музыкальной паузы.

  6. Картинка с изображением коньков.

  7. Домики для букв.

  8. Колокольчик.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

  1. Проверка д/з. Чтение текста на с. 71 «Усни-трава».

— Вы дома готовили чтение текста «Усни–трава» с.73.

Чтобы все могли показать себя, поработаем в парах. I вариант откройте азбуку.

I вариант – читает до сигнала колокольчика.

II вариант – следит по тексту и слушает насколько правильно читает его сосед.

Вы выступаете в роли учителя. Если сосед ошибался, вы скажете ему об этом после сигнала колокольчика, если ошибок нет – похвалите его.

После второго сигнала колокольчика начинает читать II вариант, а I – выступает в роли учителя, т.е. меняемся ролями.

Дети выполняют задание.

— Подведем общий итог. Встаньте те, кому понравилось чтение соседа. Давайте послушаем этих ребят. Если нам тоже понравится, мы им поаплодируем (вручаем жетоны).

— Встаньте те, кто успел целиком прочитать текст. Давайте им тоже поаплодируем. Они дома хорошо подготовились.

  1. Постановка цели.

Поиграем в игру «Кто так?» Я называю животное, а вы – как оно говорит.

— Как поет петушок?

— Как кричит гусь?

— Какой звук часто повторяется? [к,г]

— Дайте им устную характеристику.

На доске:

[к]

[г]

— Звук [к] обозначаем буквой Кк, [г] – буквой Гг.

— Откроем азбуку с.72.

— Что еще подсказывают нам авторы? (буквой Кк и Гг можно обозначать мягкие звуки. Приведите примеры.

— Итак, твердые и мягкие звуки мы будем обозначать буквами К и Г. А почему они пришли к нам на урок вдвоем, мы узнаем позже.

— На что похожа буква К? Буква Г?

— Попросим наших ребят прочитать о новых буквах стихи.

  1. Упражнение в чтении слов.

  1. Замена букв в словах.

— Найдите значки глухих и звонких согласных звуков (квадратики синий и красный). О чем они вам сигналят? (В словах верхней строки – глухой [г],

на нижней строке – звонкий [г]).

-Прочитаем по столбикам:

про себя (жужжащее чтение)

вслух по столбикам.

Что интересного заметили, читая слова первого столбика? (изменяется смысл, если меняем букву)

— Мы еще раз убедились, как важно правильно произносить слово, читать его, чтобы не исказить смысл.

Потому эти буквы и пришли парой, что звуки похожи по произношению, а различаются по звонкости и глухости. Поселим их в наш домик парных согласных.

  1. Физ.минутка.

Учитель называет слова (с.72). Если слышим твердый звук- стойка оловянного солдатика, если мягкий – показываем как падают пушинки, если звонкий – колокольчик, если глухой – закрываем ушки.

  1. Чтение столбиков слов с выделением ударного звука.

— Потренируемся в чтении слов с ударением. Найдите условный знак с.72. прочитайте слова про себя (жужжащее чтение).

— А теперь прочитаем хором с ударением. Ставим ударение. Приготовьте карандаши.

— Прочитайте слова с ударением на 2-м слоге.

— Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Почему?

3. Чтение столбиков слов в парах.

— Чтобы все научились правильно читать слова, используя знак ударения, поработаем в паре. Читаем, обращая внимание на ударение.

(учебник на середине парты, читаем по вариантам столбики слов)

— Работаем до сигнала колокольчика. Если вы готовы до сигнала, поднимаете руку «домиком».

Дети работают в паре.

— Кто ни разу не ошибся? Не получил замечание от соседа?

— Послушаем этих ребят (остальные следят по книге).

— В I столбике найдите лишнее слово. Во II, в III.

  1. Работа над скороговорками.

На доске – скороговорка.

— первую скороговорку я выписала на доску, чтобы легче было работать вместе. Прочитайте ее про себя.

— А теперь читаем хором в медленном темпе.

— Есть ли незнакомые слова? (коли, колли)

— Кто может объяснить значение этих слов?

— Какие звуки часто повторяются?

— Прочитаем еще раз, постарайтесь запомнить.

— Кто уже запомнил и может проговорить не глядя на доску, встаньте. Слушаем. Кто ошибся – садится.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление изученного.

  1. Чтение столбиков слов с.73.

— Прочитайте слова I столбика глазками и поставьте ударение.

— Читаем вслух. Сравним пары слов.

— Всем ли понятен смысл слов сок – сох?

— Найдем секрет: почему слова изменились по смыслу? (заменили одну букву).

— Что значит мука? (молотое зерно, пекут хлеб, блины)

— Что значит мука? (мучение, мучается, терзается)

— Что интересного заметили? (буквы одинаковые)

— Почему же слова изменились по смыслу? (изменилось ударение)

— Что показывает значок на полях? (работа в парах). Дальше будем работать в парах.

— Сначала каждый сам читает и ставит ударение в словах II и III столбика.

— Теперь сдвинем учебники. Читаем по очереди: I вариант – II столбик, II вариант – III столбик.

— Кто такие игроки?

— Когда говорят играют?, играли?

2). Работа с текстом.

— Предлагаю поработать с текстом. Посмотрите на рисунки с.73., предположите, о чем будем читать?

Чтение текста учителем, читающие ученики следят, остальные — слушают.

— Прочитаем рассказ цепочкой и попробуем ответить на вопросы текста.

— Как догадались?

3). Игра «Ребусы».

— Кто знает, что такое ребусы? (загадка, в которой часть слова спрятана в картинках, условных знаках и нужно это слово узнать)

— Предлагаю поиграть. Половинки слов спрятались в рисунках предметов. Найдем эти половинки. (соедините буквы с тем, что нарисовано)

На доске картинка слова «ребусы».

— Что написано? (Ре)

— Какой предмет нарисован? (бусы)

— Соединим, что получилось?

— Такие загадки называются ребусами. Сегодня мы начинаем учиться их разгадывать.

Далее работаем по учебнику.

— Попробуйте разгадать 2-ой ребус.

— Кто уже разгадал, шепните мне на ушко.

— Слушаем ответ. (Если дети затрудняются – объяснить, как получилось слово коньки)

На доске картинка «коньки». (происхождение слова — пояснить)

— Разгадайте 3-ий ребус. Скажите хором. (рыбак). Молодцы!

IX. Итог урока.

— Чему сегодня учились?

— Вспомните каждый свою работу на уроке. Встаньте те, кто получил жетоны. Говорим спасибо за активную помощь на уроке и вручаем наклейку в ваш блокнотик, чтобы дома ваши родные за вас порадовались.

— В чем разобрались, что получилось лучше всего?

— Что пока было трудным?

— Кто хотел бы сказать спасибо за работу в паре своему соседу?

X. Дом. задание.

— с. 73, отработать чтение столбиков слов целыми словами с правильным ударением.

— Читаем скороговорки в разных темпах.

Для желающих предлагаю творческое задание: найти или придумать ребусы на слова с новыми буквами, оформить на листе для рисования.

— Урок окончен. Спасибо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here