муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия №1
Открытый урок
Зёрна разума
Моделирование в электронных таблицах.
9 «Б» класс
Учитель информатики: Чежегова О.И.
Высшая категория
Ноябрь 2013 г
Цели урока:
Обучающая — формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде Excel, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных;
-
Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач;
-
Приобрести навыки работы с Excel;
При этом мы с вами приобретем УУД — познавательные, которые помогут решать нам практические задачи на уроках математики, биологии и т.д., личностные – умение совершенствовать имеющиеся знания.
Воспитательная— формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике.
Развивающая— развитие на уроке аналитического мышленияволи, самостоятельности, ответственности.
Задачи урока — учебно-познавательная, направленная на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоениюсистематических знаний использования формул в Excel, а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Тип и вид урока — урок закрепление учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного.
Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности:
Постановка проблемы:
Ребята, скажите, кто из вас собирается сдавать ГИА по информатике? (поднимите руки)
Я более десятка лет преподаю информатику и около 20 человек моих выпускников связали свою профессиональную деятельность именно с информационными технологиями.
Говорят, что посеешь, то и пожнешь. О чем может идти речь?
Разум, зерна, поэтому тема сегодняшнего урока назовем так «Зёрна разума».
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Дмитрий Менделеев
Сейте разумное, доброе, вечное – это теплые слова об учителях.
Ну а мы живем с вами в сельской местности, где большую долю хозяйства занимаются растениеводством. Поэтому будем сеять зерно.
Даниэль Дефо написал удивительный роман о человеке, который в одночасье лишился всего, но не растерялся. Он применил все знания, чтобы выжить. У Робинзона Крузо, попавшего на необитаемый остров, чудом сохранилось 10 зерен. Он бережно посадил их, а когда собрал урожай, то вновь посадил все до единого зернышка. Выяснить, когда он сможет вдоволь отведать хлебных лепешек.
Такова наша с вами задача на сегодняшний урок. А производить вычисления будем в среде электронных таблиц и с помощью обычного калькулятора.
Цель – исследовать данные задачи и построить модель её решения.
1 этап — «Актуализация знаний и самоопределение деятельности». Проверим, что вы знаете об электронных таблицах.
-
Назовите правильный адрес ячейки:
-
7А8 2) 2D 3) L65 4) 6X
-
Назовите правильно записанную формулу:
-
A5 + B7 2) =5R*P8 3) =K89 + C3 4) =A63-8M
-
Что означает значок $ в среде электронных таблиц?
-
Красивый значок
-
Служит для обозначения относительной адресации
-
Обозначает знак доллара
-
Служит для обозначения абсолютной адресации
2 этап — «Учебно-познавательная деятельность»
Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД
Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на «знание», «понимание», «умение», а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.
Выращивание пшеницы
Из 1 зерна пшеницы вырастает колос, содержащий в среднем 25 семян. Вес 1 зернышка 0,1 г.
В условиях жаркого тропического климата на острове можно снимать 4 урожая в год. Для того чтобы обеспечить себя хлебом до следующего урожая, надо иметь 45 кг зерна (по 0, 5 кг на каждый день). Для упрощения задачи считать, что все посаженные семена всходят. А также не будем учитывать непогоду, пожары, засуху и прочие несчастья.
Построить модель и ответить на следующие вопросы:
1. После какого урожая Робинзон первый раз смог побаловать себя хлебными лепешками?
2. Сколько кг семян надо сажать, чтобы получить урожай, достаточный и для прокорма до следующего урожая, и для посадки?
3 этап — «Интеллектуально-преобразовательная деятельность».
Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД
Школьникам предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия они приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение моделировать ситуацию и прогнозировать исход решения. На работу отводится фиксированное время.
На данном этапе уч-ся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ — регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка — личностное действие).
Учащиеся получают индивидуальные задания:
1 группа. В предыдущей задаче учесть, что из посаженых семян 5% не взойдут, 5% от взошедших склюют птицы.
2 группа. Учесть, что все посаженные семена взойдут, 5% ростков склюют птицы, а вот ненастье погубит 18% урожая
Пока не знаем функции ЦЕЛОЕ, поэтому считаем на калькуляторе, заносим данные в таблицу
1 группа (птицы+всхожесть)
кол-во зёрен | Взошло 95%, т.е = кол-во зёрен*0,95 | Осталось после птиц 95% от взошедшего | Урожай | вес в граммах | вес в кг | |
100 гр |
|
|
|
|
|
|
1000гр |
|
|
|
|
|
|
2 группа (птицы+ненастье)
Осталось после птиц 95% от взошедшего | Всходы после ненастья | Урожай | вес в граммах | вес в кг | |
100 |
|
|
|
|
|
1000 |
|
|
|
|
|
? Время подумать. Мы живем в сельской местности, наш район занимается растениеводством.
Что означает зона рискованного земледелия?
Что посеешь, то и пожнешь.
4 этап — «Рефлексивная деятельность». Итоги
Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)
После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.
5 этап. Домашнее задание.
? Время подумать.
Раздать каждому задачу и предложить её решить дома
Задача о шахматах
Шахматы были изобретены в Индии. Индусский царь Шерам решил наградить изобретателя шахмат, вызвал его к себе и сказал, что исполнит любую его просьбу. Изобретатель удивил царя беспримерной скромностью просьбы:
— Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую — 2, за каждую следующую в два раза больше, чем за предыдущую.
Сколько килограммов зерен было выдано изобретателю, если 1 зерно весит 0,05г?
В заключение урока Разум — духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца (В. Даль).
Нужно ли стремиться зародить во всех людях зёрна? Единожды опрокинутое на благодатную почву зерно будет сверлить разум человека до тех пор, пока все стереотипы-сорняки не будут вытеснены его плодами-идеями. Безусловно, так или иначе занимаясь собственным развитием мы развиваем и все человечество. Рукописи не горят, как и зерна разума.
Для жюри. У древних арабов за единицу длины было принято зёрнышко мака.Семь таких зёрнышек составляли длину горчичного зерна,семь горчичных зерен равнялись длине ячменного зерна.Скольким зернышкам мака будут равны по длине 1 ячменное зерно и 4 горчичных вместе?
Литература:
-
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%A3%D0%9C/
-
http://8cosmos.com/zerno/
-
http://www.proza.ru/2012/11/03/1136