Урок — игра «Калейдоскоп моделей»
Цель урока: упорядочить имеющиеся представления учащихся о моделях
Задачи урока:
1) повторить основные определения и способы классификации моделей.
2) развитие исследовательской, творческой, познавательной деятельности учащихся, развитие навыков работы на компьютере
3) воспитание коллективизма, чувства ответственности за команду
Оборудование: презентация «К уроку», през «Эмуляция полёта», Суперфизминутка, флипчарт, файл с загадками, интерактивная доска, компьютеры
Ход урока:
-
Организационный этап. Приветствие детей, коллег. (Слайд 1).
Урок сегодня необычный. Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова (Слайд 2).
«Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь»
И. В. Гете
Мы вспомним с вами, расскажем и покажем гостям, что мы знаем о моделях и моделировании. У меня в руках 2 предмета – Что это? (конфета и подарок в виде конфеты). Эти вещи будут призами в нашей игре.
(Слайд 3) Для того, чтобы наша игра состоялась, нам понадобится ЖЮРИ. Наши учителя … любезно согласились нам помочь.
Чтобы разбиться на команды у меня есть шапка с бейджиками, на которых уже написаны названия команд. Каждому из вас нужно только вытащить соответствующий бейдж и построиться в 2 шеренги. Выберите себе капитана, который будет руководить командой. (Капитан получает профессорскую шапочку). Придумайте девиз.
(Слайд 4).Теперь попросим жюри принести клятву и начать свою работу
Команды займите места за столами. На них вы видите некоторые вещи, приготовленные для конкурсов.
-
Актуализация знаний. Конкурс «РАЗМИНКА» (Слайд 5).
Команды по очереди отвечают на вопросы, получая за правильный ответ 1 балл, если команда затрудняется с ответом, ход переходит к сопернику. Эти вопросы вам были даны в качестве домашнего задания, нужно было повторить по записям прошлых лет.
-
Что такое модель?
-
Что такое моделирование?
-
Как можно назвать отношения между объектом-оригиналом и его моделью?
-
Зачем создают модели? (В каких случаях?)
-
Виды моделей
-
Приведите 2-3 примера натурных моделей.
-
Приведите 2-3 примера информационных моделей.
-
Классификация информационных моделей
-
Какие модели называются статическими? ПРИМЕРЫ
-
Какие модели называются динамическими? ПРИМЕРЫ
На слайде вы видите 2 глобуса и на столе есть глобус – Какие это модели? (информационные, статичная и динамичная, на столе – натурная или физическая)
Прослушайте песню и подумайте – Является ли она моделью? (Да)
Моделью чего она является? (Школы)
Какая это модель? (Информационная, вербальная)
(Слайд 6).Каждая модель строится для какого-то объекта. Что такое объект? (Объект – это часть окружающего нас мира, которую можно рассматривать как единое целое)
Объекты можно разделить на 3 вида – какие? (предметы, процессы и явления природы). Какие объекты вы видите?
(Флипчарт 1) Распределите объекты по соответствующим колонкам. (по цепочке)
Допишите по примеру в каждый столбик.
(Слайд 7). Является ли загадка моделью объекта? (Да)
Отгадайте загадки. Здесь построены модели одного и того же объекта. Приведите ещё примеры.
Слово ЖЮРИ
(Слайд 8). Уважаемым гостям хочется продемонстрировать некоторые модели, созданные нашими ребятами: рисунки инопланетян Баширова Коли, Истомина Андрея, Гаврилова Лёши; натурные модели, сделанные учениками этого класса в прошлом году
(Слайд 9). Что означает слово ЭМУЛЯЦИЯ? – Показ определения.
Пример – часы компьютера или доски
Чтобы совершить полёт, откройте презентацию Полет из папки Урок.
Поднимите руки те, кто удачно приземлился. Поздравляю, можете после школы идти в космонавты.
.
(Слайд 10).Конкурс ХУДОЖНИКОВ
Изобразить (на листе бумаги) графическую некомпьютерную модель простейшего и самого древнего приспособления для счёта. (Рука)
(Слайд 11-13) Конкурс «РЕБУСЫ»
Записать на листе бумаги отгадки на ребусы – отвечает 1 чел от команды
(Слайд 14 ) Конкурс «ЛИНГВИСТ»
Придумать как можно больше слов из слова МОДЕЛИРОВАНИЕ
Варианты: мода, дом, ров, вор, лира, дело, вар, вера, нива, два, ор, мир, Рим, норма, вино, род, вода, дрова, Дели,, морда, модели, ели, роман, лед, мед, море.
(Слайд 15) Конкурс «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Используя текстовый файл Загадки из папки Урок, нужно создать модель в любой из программ: PowerPoint, Paint
(Слайд 16) ФИЗМИНУТКА
(Слайд 17) Конкурс «НАТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Из предложенных заготовок изготовить как можно больше физических моделей.
(Слайд 18) Подведение итогов
-
Слово жюри
-
Награждение команд и выставление оценок («5» — команде победительнице, «4» — второй команде)
-
Рефлексия
Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?
-
работа стала более эффективной;
-
это тормозило процесс;
-
в работе мы допускали неточности;
-
позволило задействовать ресурсы всех участников группы.
(Слайд 19) Домашнее задание: Выбрать объект и составить для него 2 различные информационные модели
Примечание: В уроке используется презентация Полёт.ppt – автор не известен;
картинки и песня из Интернета, к сожалению не фиксировала сайты