Тема урока: «Урок-игра. Секретные материалы».
Цели мероприятия:
-
раскрыть знания и способности учащихся;
-
узнать новое в области информатики;
-
повысить интерес учащихся к информатике;
-
воспитывать аккуратность и четкость в работе, упорство в достижении цели, тесное общение детей;
-
развивать творческое мышление детей, чувство взаимовыручки.
Тип мероприятия: игра-соревнование команд.
Методы: конкурс, создание ситуации успеха, поощрение.
Участники: команды учащихся 10-11-х классов
Ход конкурса:
Конкурс №1. «Х—разминка».
Правила: Участвуют все члены команды. За каждый убедительно сформулированный ответ — 1 балла. Команды отвечают по очереди. В случае неверного ответа ход передаётся команде соперника.
-
Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду «По порядку номеров рассчитайся».
(В какой системе счисления?).
-
О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет,
И его милее нет,
Этих окон негасимый свет. (Операционная система Windows).
-
Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера?
(Все они связаны со словом «винчестер»).
-
Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (Основой микросхемы процессора является кристалл кремния высокой степени чистоты).
-
Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации).
-
А всё-таки: в какой системе счисления лучше получать стипендию? (В любой).
Конкурс №2. «Х—марафон».
Правила: в Х-марафоне принимает участие капитан команды, ведущий дает поочередно три подсказки для ответа, если ответ дан после первой подсказки, то команда получает 3 очка, после второй – 2 очка, после третьей – 1 очко, в случае неверного ответа команда лишается права повторного ответа на данный вопрос.
Вопросы и подсказки (по порядку) демонстрируются на экране монитора.
Вопросы:
Вопрос 1
-
Это или 1 или 0, иного быть не может.
-
Об этом говорят, когда идет речь о данных, об объеме информации.
-
Единица измерения информации.
Ответ: бит.
Вопрос 2
-
Она встречается в программе, в вычислениях, в рассуждениях.
-
Хорошие ученики ее находят сразу, а плохие ее вообще не могут найти.
-
Она появляется из-за того, что вы неправильно думали, неправильно вычисляли.
Ответ: ошибка.
Вопрос 3
-
В персональном компьютере ее много. Она есть внутри и наружи.
-
О ней говорят, что в молодости она хорошая, а в старости пропадает. Ее можно тренировать.
-
В ней хранится информация.
Ответ: память.
Вопрос 4
-
Она может быть у вас дома и у компьютера.
-
Появление ее дома – редкое явление, а у компьютера – обычное дело.
-
А в компьютерной графике без нее как без рук!
Ответ: мышь.
Вопрос 5
-
Это бывает в каждой программе.
-
Оно помогает вам выбрать нужные команды.
-
Это подают в ресторане.
Ответ: меню.
Вопрос 6
-
Это нужно и программисту, и пользователю, и секретарю.
-
Так называют дяденьку, который создает газету.
-
Без него нельзя создать текст.
Ответ: редактор.
Вопрос 7
-
Это есть у каждого человека.
-
Он бывает формальный и естественный.
-
На нем объясняются все программисты с ЭВМ.
Ответ: язык.
Вопрос 8
-
Это бывает на экране.
-
Его можно перемещать.
-
Он отмечает позицию, куда вводим информацию.
Ответ: курсор.
Конкурс №3. «Х-ребус».
Задание. Отгадайте слова, которые зашифрованы и запишите ответ в таблицах под рисунками.
Ответы:
| |
| Монитор |
| Винчестер |
| Дисковод |
|
|
| Информация |
| Клавиатура |
| Исполнитель |
| Курсор |
| Программирование |
| Таблица
|
Конкурс №4. «Х-папа».
Задание. Перед вами – таблица с двумя колонками текста. В левой колонке перечислен ряд фамилий известных людей и название фирмы, а в правой – формулы, названия алгоритмов, программ, ЭВМ, языков программирования и т.п. Необходимо найти связи между ними – указать пары номеров фамилий (фирмы) и номеров соответствующих им названий формул и т.п.
1. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел | |
2. Гейтс Б. | 2. Алгоритмический язык |
3. Герон | 3. Телеграфный код |
4. Евклид | 4. Microsoft |
5. Ершов А.П. | 5. Norton Commander |
6. Лебедев А.С. | 6. c2 = a2 + b2 |
7. Морзе С. | 7. Счетные палочки |
8. Нортон П. | 8. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,… |
9. Пифагор | 9. |
10. Фибоначчи | 10. Большая электронно-счетная машина (БЭСМ) |
11. Вирт Н. | 11. Windows |
12. Непер Дж. | 12. Язык программирования Паскаль |
13. Microsoft | 13. Кибернетика |
Ответы:
1 — 13, 2 — 4, 3 — 9, 4 — 1, 5 — 2, 6 — 10, 7 — 3, 8 — 5, 9 — 6, 10 — 8, 11 — 12, 12 — 7, 13 — 11 (первыми указаны номера из левой колонки).
Конкурс №5. «Х-логика».
Правила:
Приглашаются по 1 участнику от команды. В двух местах расположены стулья с надписями “ИСТИНА” и “ЛОЖЬ”. Ведущий проговаривает повествовательное предложение. Цель игроков – определить: данное высказывание — ложь или истина и первым занять соответствующий стул. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Ответ | |
В ноябре 31 день | Ложь, 30 дней |
В слове КЛАВИАТУРА 11 букв | Ложь, 10 букв |
Элементы, из которых состоит компьютер, называют устройствами. | Истина |
В Англии есть города Винчестер и Адаптер. | Ложь |
У первых версий ПК отсутствовал жесткий магнитный диск. | Истина |
Операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами. | Истина (в разных папках) |
Река Тигр носит имя домашнего животного. | Ложь (дикого) |
Число, определяющее систему счисления, называют основанием. | Истина |
Машина Блеза Паскаля быстро выполняла умножение многозначных чисел. | Ложь (сложение) |
Один байт больше одного мегабайта. | Ложь |
Конкурс №6. «Х-тест».
Правило: Команд по очереди отвечают на вопросы. Если ответа на вопрос не последовало, то вопрос передается другой команде, если ответа нет, то вопрос снимается. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
-
Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера. (Они все связаны со словом винчестер)
-
Сведения, которые человек получает из окружающей природы и общества. (Информация)
-
Последовательность действий со строго определенными правилами выполнения. (Алгоритм)
-
Поименованная область на диске со строго определенными правилами выполнения. (Файл)
-
То же “кило”, но на 24 единицы больше. (Килобайт)
-
Каким информационным процессом связаны книги, фотографии и годовые кольца на деревьях. (Хранением)
-
Устройство, позволяющее печатать информацию, хранящуюся в памяти компьютера. (Принтер)
-
Цифра, появление которой произвело переворот в системах счисления. (Ноль)
-
Перевод слова Pentium. (Пятый)
-
Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как “Мелкомягкая”. (Microsoft)
Конкурс №6. «Х- театр».
Задание: Используя пантомиму, команды подготовят выступление по одной из тем:
Информационные процессы.
Правила техники безопасности.
Работа с фрагментами текста в Word.
Подведение итогов.
Итак! Сейчас после подсчёта результатов, уважаемое жюри объявит победителя. А пока жюри ведет подсчет баллов для каждой команды, давайте обсудим наш урок. Что вам понравилось? А что нет? Какой конкурс понравился вам больше всего?
Итак! Даём слово уважаемому жюри для объявления результатов.
После объявления результатов, идет награждение, награждаются 2 команды грамотами (1 и 2 место). Всем спасибо, до свиданья!
Литература:
-
Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике // Информатика № 23/2004.
-
Информатика в школе: Приложение к журналу “Информатика и образование”. №5 – 2003. – М.: Образование и Информатика, 2003. – 136с.: ил.