МКОУ « СОШ п.Октябрьский» Дергачевского района Саратовской области
Урок –беседа «Век минувший!»
в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
9класс
Краткое описание:
Урок основан на технологии исследовательской учебной деятельности,
направлен на изучение основного конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Разработал
Учитель русского языка и
литературы 1 категории
Нысанова К.Б.
2014год
Цель урока: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
1.Анализ 2 действия
2.Завязка конфликта
3.Анализ монологов
Задачи урока : — Образовательная
— обучающие
а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;
б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;
-развивающие
а) развивать навыки работы с таблицей, с интерактивной доской;
б) самостоятельную работу в парах на рабочих листах; работу с учебником;
в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;
-воспитывающие — воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.
Методы обучения : практические методы
(организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы, составление сопоставительной таблицы.)
Формы работы: работа в парах
( фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа в парах, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, работа с интерактивной доской)
Оборудование:
1.Презентация « Век минувший»
2. Отрывок из фильма 1952 года Монолог Чацкого
3. Тест в программе «HotPotatoes»
4.Базовый учебник Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. и др. Литература 9 класс (Просвещение)
Ход урока:
1.Литературоведческая разминка. Актуализация знаний учащихся. Тест «Поиск соответствий» Цель проверить знания литературоведческих терминов. file:///F:/К УРОКУ/Литературовед.htm
.Проверка домашнего задания.
1. Как читалось 2 действие?
2.Что показалось сложным?
На доске запись: « Монолог-( от греческого- слово, один)- развернутое высказывание одного лица»
3.Чем вызван длинный монологглавного героя??
4.Какие темы затронуты в нем?
5.Каково психологическое состояние персонажа в монологе?
6.С какой целью введен в текст пьесы монолог?
3. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:
Запись на доске « Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе. Это « неразменный рубль»»
Д.Лихачев.
Можете ли вы отнести эти слова героям комедии Грибоедова? Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается? Так о чем же мы сегодня будем говорить? Верно, спор о веке нынешнем и веке минувшем.
1 слайд
Чтение монолога Фамусова Балденовой А. Каковы же жизненные идеалы Фамусова?
Работа по слайду.
Подготовка к первичному восприятию.
Анализ просмотренного кадра из фильма proshkolu.ru/user/saxarowa66/file/757542/
Посмотрев отрывок из фильма «Горе от ума» 1952 года, определите позицию Чацкого по отношению к «веку нынешнему».
Гончаров сказал «Чацкий положительно умен. Речь его кипит остроумием»
Катенин : «Чацкий- главное лицо… он говорит много, бранит и проповедует некстати»
Почему столь по-разному писатели и критики оценивают этот образ? Совпадают ли ваши взгляды на Чацкого?
4. Работа с критической литературой
« Мильон терзаний». Прочитайте отрывок из стать и ответьте на вопрос: Почему Чацкие живут и не переводятся в обществе?
Конфликт налицо ( слайд 3/) и конфликт комедии сводят чуть ли не к конфликту «отцов» и «детей»
— разделите персонажи на 2 лагеря: лагерь отцов и детей , запишите в тетради.
— проверим .Молчалина вы отвели в лагерь детей и Софью?
Слайд4
— читаем по ролям Молчалин – Айжанара
Чацкий- Альбек.
Выводы: молчалин молод , но умом и сердцем он порождение и продолжение века нынешнего.
5.Работа над языком комедии.
Каждое слово комедии можно взять в пословицы и поговорки- заметили современники автора. Это- неоспоримый факт. ( слайд 5)Прочтите из Итог урока. Выполнение итоговой самостоятельной работы. .Кому они принадлежат?
6. Итог урока. Выполнение итоговой самостоятельной работы. Закрепление
Тестирование фронтальное Тест test_9_klass_griboedov__gore_ot_uma__2_variant-2.rar — RAR архив, размер исходных файлов 640 988 байт
7.Домашнее задание: Цитатная характеристика Чацкого. Чтение 3 действия..
7. Подведение итогов. Комментирование оценок.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, кинофрагменты, тест, | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Высказывания героев комедии «Горе от ума». | Тест | Перечень высказываний героев комедии. | http://fcior.edu.ru/card/15844/griboedovskay—moskva—chast-2-uglublennoe—izuchenie.html |
2 | А.С.Грибоедов | Репродукция | Портрет Машкова «А.С.Грибоедов» | http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/61ca70da-fd67 |
3 | Кинофрагмент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Видеофрагмент | Просмотр фрагмента кино | http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ c971 df25-57aa-434a |
4. | Самостоятельная работа «Чацкий и Фамусов» | Интерактивное задание. | Перечень вопросов для самостоятельной работы над характеристикой образов комедии, их принципов. | http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 303f 7958-da01-4b55
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ 63aa309d-a522 |
5. | Иллюстрации r комедии «Горе от ума»
| Иллюстрации
| Иллюстрации с изображением героев комедии в виде просмотра слайдов
| http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/3a560529-211f-4703-9fe9 http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 36c8f 978-715a-43ca http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 4083c309-813a-4ff5 http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 831b0611-51e7-4960 |
6. | Самостоятельная работа «Молчалин. Скалозуб» | Интерактивное задание. | Перечень вопросов для самостоятельной работы образы комедии, их принципы жизни. | http ://fcior .edu .ru /card /15784/komicheskoe -i -tragicheskoe -v -pese -a -s -griboedova -gore -ot -uma -bazovoe -izuchenie .html . http://fcior.edu.ru/card/15851/syuzhet-i-kompoziciya-komedii-osobennosti-konflikta- bazovoe-izuchenie.html |
Использованная литература:
1. Базовый учебник Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. и др. Литература 9 класс (Просвещение)
2 Большая школьная энциклопедия. Литература. / Авт. – сост. В. Красовский, А.Лебедев и др. – М., 1999.
3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.