МКОУ « СОШ п.Октябрьский» Дергачевского района Саратовской области

Урок –беседа «Век минувший!»

в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

9класс

Краткое описание:

Урок основан на технологии исследовательской учебной деятельности,

направлен на изучение основного конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Разработал

Учитель русского языка и

литературы 1 категории

Нысанова К.Б.

2014год

Цель урока: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

1.Анализ 2 действия

2.Завязка конфликта

3.Анализ монологов

Задачи урока : — Образовательная

— обучающие

а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;

б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;

-развивающие

а) развивать навыки работы с таблицей, с интерактивной доской;

б) самостоятельную работу в парах на рабочих листах; работу с учебником;

в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;

-воспитывающие — воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.

Методы обучения : практические методы

(организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы, составление сопоставительной таблицы.)

Формы работы: работа в парах

( фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа в парах, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, работа с интерактивной доской)

Оборудование:

1.Презентация « Век минувший»

2. Отрывок из фильма 1952 года Монолог Чацкого

3. Тест в программе «HotPotatoes»

4.Базовый учебник Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. и др. Литература 9 класс (Просвещение)

Ход урока:

1.Литературоведческая разминка. Актуализация знаний учащихся. Тест «Поиск соответствий» Цель проверить знания литературоведческих терминов. file:///F:/К УРОКУ/Литературовед.htm

.Проверка домашнего задания.

1. Как читалось 2 действие?

2.Что показалось сложным?

На доске запись: « Монолог-( от греческого- слово, один)- развернутое высказывание одного лица»

3.Чем вызван длинный монологглавного героя??

4.Какие темы затронуты в нем?

5.Каково психологическое состояние персонажа в монологе?

6.С какой целью введен в текст пьесы монолог?

3. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:

Запись на доске « Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе. Это « неразменный рубль»»

Д.Лихачев.

Можете ли вы отнести эти слова героям комедии Грибоедова? Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается? Так о чем же мы сегодня будем говорить? Верно, спор о веке нынешнем и веке минувшем.

1 слайд

Чтение монолога Фамусова Балденовой А. Каковы же жизненные идеалы Фамусова?

Работа по слайду.

Подготовка к первичному восприятию.

Анализ просмотренного кадра из фильма proshkolu.ru/user/saxarowa66/file/757542/

Посмотрев отрывок из фильма «Горе от ума» 1952 года, определите позицию Чацкого по отношению к «веку нынешнему».

Гончаров сказал «Чацкий положительно умен. Речь его кипит остроумием»

Катенин : «Чацкий- главное лицо… он говорит много, бранит и проповедует некстати»

Почему столь по-разному писатели и критики оценивают этот образ? Совпадают ли ваши взгляды на Чацкого?

4. Работа с критической литературой

« Мильон терзаний». Прочитайте отрывок из стать и ответьте на вопрос: Почему Чацкие живут и не переводятся в обществе?

Конфликт налицо ( слайд 3/) и конфликт комедии сводят чуть ли не к конфликту «отцов» и «детей»

— разделите персонажи на 2 лагеря: лагерь отцов и детей , запишите в тетради.

— проверим .Молчалина вы отвели в лагерь детей и Софью?

Слайд4

— читаем по ролям Молчалин – Айжанара

Чацкий- Альбек.

Выводы: молчалин молод , но умом и сердцем он порождение и продолжение века нынешнего.

5.Работа над языком комедии.

Каждое слово комедии можно взять в пословицы и поговорки- заметили современники автора. Это- неоспоримый факт. ( слайд 5)Прочтите из Итог урока. Выполнение итоговой самостоятельной работы. .Кому они принадлежат?

6. Итог урока. Выполнение итоговой самостоятельной работы. Закрепление

Тестирование фронтальное Тест test_9_klass_griboedov__gore_ot_uma__2_variant-2.rar — RAR архив, размер исходных файлов 640 988 байт

7.Домашнее задание: Цитатная характеристика Чацкого. Чтение 3 действия..

7. Подведение итогов. Комментирование оценок.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, кинофрагменты, тест,

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Высказывания героев комедии «Горе от ума».

Тест

Перечень высказываний героев комедии.

http://fcior.edu.ru/card/15844/griboedovskaymoskvachast-2-uglublennoeizuchenie.html

2

А.С.Грибоедов

Репродукция

Портрет Машкова «А.С.Грибоедов»

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/61ca70da-fd67

3

Кинофрагмент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Видеофрагмент

Просмотр фрагмента кино

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ c971 df25-57aa-434a

4.

Самостоятельная работа «Чацкий и Фамусов»

Интерактивное задание.

Перечень вопросов для самостоятельной работы над характеристикой образов комедии, их принципов.

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 303f 7958-da01-4b55

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ 63aa309d-a522

5.

Иллюстрации r комедии «Горе от ума»

Иллюстрации

Иллюстрации с изображением героев комедии в виде просмотра слайдов

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/3a560529-211f-4703-9fe9

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 36c8f 978-715a-43ca

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 4083c309-813a-4ff5

http://files.school-collection.edu.ru/ dirstore/ 831b0611-51e7-4960

6.

Самостоятельная работа «Молчалин. Скалозуб»

Интерактивное задание.

Перечень вопросов для самостоятельной работы образы комедии, их принципы жизни.

http ://fcior .edu .ru /card /15784/komicheskoe -i -tragicheskoe -v -pese -a -s -griboedova -gore -ot -uma -bazovoe -izuchenie .html .

http://fcior.edu.ru/card/15851/syuzhet-i-kompoziciya-komedii-osobennosti-konflikta- bazovoe-izuchenie.html

Использованная литература:

1. Базовый учебник Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. и др. Литература 9 класс (Просвещение)

2 Большая школьная энциклопедия. Литература. / Авт. – сост. В. Красовский, А.Лебедев и др. – М., 1999.

3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here