Пояснительная записка

 В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение гимназии позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Внеурочная деятельность «Юный информатик» предназначен для учащихся 6 классов.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цели:

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;          

  • дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и персональных компьютеров в научных исследованиях, проектах;

  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;

  • создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

  • реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;

  • раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир  

Задачи:

  • формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

  • формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;

  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Срок реализации программы: учебный год 2013 — 2014.

Режим занятий: 1раз в неделю.

Структура курса представляет собой 34 взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.

Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.

Каждая тема включает в себя теорию и практику.

В предлагаемом курсе разработана система заданий.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:

-лекционные занятия,

— практические работы,

-тренировочные упражнения,

— семинарские занятия,

— творческие работы

Требования к уровню достижений обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных элементов окна графического редактора;

  • приемы создания и редактирования изображения;

  • основные элементы текста;

  • приемы редактирования и форматирования текста;

  • технологию вставки различных объектов;

  • технологию работы с таблицами и колонками;

  • правила создания анимации и требования к её оформлению;

  • иметь простейшие представления о формальных исполнителях;

  • основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;

  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;

  • вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;

  • работать с таблицами любой сложности;

  • создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;

  • создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;

  • работать с слоями изображения;

  • создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;

  • создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;

  • работать в среде языка алгоритмизации;

  • создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;

  • уметь применять алгоритм ветвления и цикла.

Форма подведения итоговсоздание и защита проектов.

Учебно – тематический план

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Знакомство с графическими редакторами Paint и Gimp.

1

Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики.

Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.

Создаём простейшие рисунки.

1

Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.

Использование — поворота, копирования частей изображения для создания объектов.

0, 5

0, 5

Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.

Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет.

1

Назначение инструмента Ластик.

Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.

0, 5

0, 5

Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.

Создание анимации в Gimp.

1

Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.

Итоговая работа-рисунок на свободную тему.

1

Создание рисунка на свободную тему.

Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.

1

Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент

Редактирование текста.

0, 5

0, 5

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

Форматирование текста.

0, 5

0, 5

Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.

Работа с таблицами.

0, 5

0, 5

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.

Сложные таблицы.

1

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.

Создаём векторные изображения.

1

Графический редактор, графический примитив

Редактор формул.

1

Ввод математических формул и вычисление по ним.

Газетные колонки, поиск и замена слов.

1

Знакомство с издательской системой “MS Publisher

Итоговая работа-создание документа.

1

Создание документа на заданную тему

Power Point 2007. Фон, шаблоны. Режимы работы. Меню программы.

1

Знакомство с Power Point 2007. Алгоритм создания слайдов.

Выбор дизайна. Правила оформления.

1

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Анимация и настройка презентации. Создание проекта.

1

Эффекты анимации. Технология настройки анимации.

Подбор материала и создание проекта.

1

Создание презентации.

Работа над выбранным проектом.

1

Создание презентации.

Создание и защита проектов.

1

Защита проектов.

Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка.

1

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха.

Исполнитель Робот. Составление простейших программ.

1

Исполнитель Робот.

Алгоритмические конструкции.

1

Команда ветвления. Цикл со счетчиком.

Составление задач и написание программ к ним.

1

Составление простейших программ на алгоритмических языках.

Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд.

1

Знакомство с исполнителем Чертежник.

Управление Чертежником

Программы управления Чертежником.

Выполнение простейших чертежей.

1

Рисуем простейшие чертежи.

Использование алгоритмических конструкций.

1

Использование вспомогательных алгоритмов.

Создание простого орнамента.

1

Чертежник рисует орнамент.

Создание сложного орнамента. Циклы.

1

Цикл повторить n раз.

Создание сложных рисунков.

1

Создание сложных рисунков.

Создание сложного рисунка и написание программы к нему.

1

Создание сложного рисунка и написание программы к нему.

34.

Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот.

1

Создание программ.

Содержание

  1. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и GIMP7 часов

  2. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 2010 – 9 часов

  3. Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point 2010 – 6 часов

  4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)–12 часов

Перечень учебно-методического обеспечения

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, за компьютером и т. д.).

Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.

Семинар занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Среда Кумир

  • Браузер

Интернет-ресурсы

  1. Электронная почта (e-mail);

  2. Электронный дневник: http://dnevnik.ru

  3. Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/

  4. Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/

  5. Сайт кафедры ФИИТ: http://fiit.ucoz.ru/index/socialnye_servisy/0-11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here