Пояснительная записка
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение гимназии позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Внеурочная деятельность «Юный информатик» предназначен для учащихся 6 классов.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели:
-
формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;
-
дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и персональных компьютеров в научных исследованиях, проектах;
-
подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
-
создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
-
реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;
-
раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир
Задачи:
-
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
-
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
-
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
-
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
-
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
-
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
-
формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.
Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Срок реализации программы: учебный год 2013 — 2014.
Режим занятий: 1раз в неделю.
Структура курса представляет собой 34 взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.
Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.
Каждая тема включает в себя теорию и практику.
В предлагаемом курсе разработана система заданий.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:
-лекционные занятия,
— практические работы,
-тренировочные упражнения,
— семинарские занятия,
— творческие работы
Требования к уровню достижений обучающихся
Учащиеся должны знать:
-
назначение основных элементов окна графического редактора;
-
приемы создания и редактирования изображения;
-
основные элементы текста;
-
приемы редактирования и форматирования текста;
-
технологию вставки различных объектов;
-
технологию работы с таблицами и колонками;
-
правила создания анимации и требования к её оформлению;
-
иметь простейшие представления о формальных исполнителях;
-
основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;
-
о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
-
включать и выключать компьютер;
-
запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;
-
вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;
-
работать с таблицами любой сложности;
-
создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;
-
создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;
-
работать с слоями изображения;
-
создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;
-
создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;
-
работать в среде языка алгоритмизации;
-
создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;
-
уметь применять алгоритм ветвления и цикла.
Форма подведения итогов — создание и защита проектов.
Учебно – тематический план
Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Дата проведения | |||
Теория | Практика | План | Факт | |||
| Знакомство с графическими редакторами Paint и Gimp. | 1 |
| Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики. Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений. |
|
|
| Создаём простейшие рисунки. |
| 1 | Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков. |
|
|
| Использование — поворота, копирования частей изображения для создания объектов. | 0, 5 | 0, 5 | Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент. |
|
|
| Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет. |
| 1 | Назначение инструмента Ластик. |
|
|
| Создание изображений в Gimp. Работа со слоями. | 0, 5 | 0, 5 | Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY. |
|
|
| Создание анимации в Gimp. | 1 |
| Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений. |
|
|
| Итоговая работа-рисунок на свободную тему. |
| 1 | Создание рисунка на свободную тему. |
|
|
| Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов. | 1 |
| Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент |
|
|
| Редактирование текста. | 0, 5 | 0, 5 | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. |
|
|
| Форматирование текста. | 0, 5 | 0, 5 | Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание. |
|
|
| Работа с таблицами. | 0, 5 | 0, 5 | Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы. |
|
|
| Сложные таблицы. | 1 |
| Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы. |
|
|
| Создаём векторные изображения. |
| 1 | Графический редактор, графический примитив |
|
|
| Редактор формул. | 1 |
| Ввод математических формул и вычисление по ним. |
|
|
| Газетные колонки, поиск и замена слов. | 1 |
| Знакомство с издательской системой “MS Publisher |
|
|
| Итоговая работа-создание документа. |
| 1 | Создание документа на заданную тему |
|
|
| Power Point 2007. Фон, шаблоны. Режимы работы. Меню программы. | 1 |
| Знакомство с Power Point 2007. Алгоритм создания слайдов. |
|
|
| Выбор дизайна. Правила оформления. | 1 |
| Дизайн презентации и макеты слайдов.
|
|
|
| Анимация и настройка презентации. Создание проекта. |
| 1 | Эффекты анимации. Технология настройки анимации. |
|
|
| Подбор материала и создание проекта. |
| 1 | Создание презентации. |
|
|
| Работа над выбранным проектом. |
| 1 | Создание презентации. |
|
|
| Создание и защита проектов. |
| 1 | Защита проектов. |
|
|
| Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка. | 1 |
| Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха. |
|
|
| Исполнитель Робот. Составление простейших программ. |
| 1 | Исполнитель Робот. |
|
|
| Алгоритмические конструкции. | 1 |
| Команда ветвления. Цикл со счетчиком. |
|
|
| Составление задач и написание программ к ним. |
| 1 | Составление простейших программ на алгоритмических языках. |
|
|
| Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд. | 1 |
| Знакомство с исполнителем Чертежник. Управление Чертежником Программы управления Чертежником. |
|
|
| Выполнение простейших чертежей. |
| 1 | Рисуем простейшие чертежи. |
|
|
| Использование алгоритмических конструкций. | 1 |
| Использование вспомогательных алгоритмов. |
|
|
| Создание простого орнамента. |
| 1 | Чертежник рисует орнамент. |
|
|
| Создание сложного орнамента. Циклы. | 1 |
| Цикл повторить n раз. |
|
|
| Создание сложных рисунков. |
| 1 | Создание сложных рисунков. |
|
|
| Создание сложного рисунка и написание программы к нему. |
| 1 | Создание сложного рисунка и написание программы к нему. |
|
|
34. | Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот. | 1 |
| Создание программ. |
|
|
Содержание
-
Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и GIMP – 7 часов
-
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 2010 – 9 часов
-
Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point 2010 – 6 часов
-
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)–12 часов
Перечень учебно-методического обеспечения
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, за компьютером и т. д.).
Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.
Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Аппаратные средства
-
Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
-
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
-
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
-
Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер.
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
-
Программа разработки презентаций.
-
Среда Кумир
-
Браузер
Интернет-ресурсы
-
Электронная почта (e-mail);
-
Электронный дневник: http://dnevnik.ru
-
Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/
-
Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/
-
Сайт кафедры ФИИТ: http://fiit.ucoz.ru/index/socialnye_servisy/0-11