План – конспект урока математики
учителя начальных классов
МОУ « Лицей № 12»
г. Железногорск, Курская область
Селивановой Оксаны Николаевны
-
2 «Б» класс
-
Тема: Таблица умножения числа 3
-
Этап обучения по данной теме: основной
-
Цель: формирование у обучающихся навыков табличного умножения и составление таблицы умножения числа 3
Задачи для учителя: создать условия для формирования умения выполнять умножение числа 3; познакомить детей с табличными случаями умножения числа 3; устанавливать взаимосвязь между сложением и умножением; усвоение смысла умножения и новой терминологии
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
-
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ
-
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
-
Оборудование и основные источники информации: ПК, интерактивная доска, презентация к уроку. Учебник: В. Н. Рудницкая Математика:2класс,часть1;В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева Математика: 2 класс: тетрадь для общеобразовательных учреждений, А. Г. Асмолов «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты»
-
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
создать условия для развития у обучающихся умения применять информацию, используя усвоенные алгоритмы при знакомстве с табличными случаями умножения числа 3; продолжить работу над смыслом и значением умножения; овладение основами математической речи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь адекватно оценить результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.
Личностные: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Самоопределение к деятельности 2 мин. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. Формируемые УУД: Личностные: самоопределение | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. — Наш урок будет посвящен открытию нового знания. Мы будем учиться сегодня вычислять, исследовать, сравнивать, рассуждать, обобщать и делать выводы.
| Включаются в учебную деятельность.
. |
2.Актуализация знаний 7 мин. Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.
Формируемые УУД: Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
| 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
На доске записаны выражения: 2х8 …2+2+2+2+2 6х2…2х6 2х9…2х7 2х3…2+2+2+2 2х5…3х9 Вычислите и сравните выражения.
| Участвуют в диалоге:
Объяснения учащихся. Можно. В первом выражении в левой части получилось 16, в правой число 2 взяли 5 раз, можно заменить 2 умножить на 5 и получится 10. 12 больше 10 Значит 2х8 больше, чем 2+2+2+2+2. Во втором выражении левая и правая части выражения будут равны, так здесь использовали переместительное свойство умножения. ( Аналогично объясняются другие выражения, кроме последнего, так дети затрудняются быстро вычислить 3х9)
|
3. Постановка учебной задачи ( Создание проблемной ситуации) 5 мин Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Формируемые УУД: Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли | 1.Ведёт побуждающий диалог.
Почему возникло затруднение при вычислении последнего выражения?
2. Побуждает к осознанию темы и цели урока. Итак, у нас возникло затруднение. Для того, чтобы найти из него выход, я предлагаю поработать в группах и парах.
|
Мы еще не изучали умножение числа 3.
|
4. «Открытие» детьми нового знания. 12 мин Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Формируемые УУД: Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем
Работа по учебнику.
| 1. Стимулирует к деятельности. — Предлагаю два варианта: первый – сама помогу вам выйти из затруднения. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете сами найти выход. Какой вариант выберете вы и почему? 2. Организует деятельность — Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
— Так и вы можете научиться, только думая своей головой и пытаясь работать самостоятельно.
Предлагаю начать, используя групповую и парную работу, для того, чтобы найти разные способы нахождения значений предложенных выражений.
-образование групп и пар; -выбор организатора; -повторение правил работы в группе и в паре.
Кто будет работать в парах, вы будете вычислять значения выражений: 3х3 3х4 3х5
Подумайте, может вы уже встречались с такой проблемой?
А как вы догадались заменить умножение суммой одинаковых слагаемых?
Кто будет работать в 1 группе, то вы, используя значение выражения, которое известно, найдете результат следующих. 3х6 3х7, зная, что 3х5=15
Кто будет работать во второй группе, вы будете, используя записанное значение выражения, найдете результат предыдущих. 3х8 3х9, зная, что 3х10=30
Слайд №2. Посмотрите, что у нас получилось? — Можете ли вы сформулировать тему урока?
— Итак, Тема нашего урока: Таблица умножения числа 3. Слайд № 2
Вы сегодня, молодцы, самостоятельно составили таблицу умножения числа 3. Проводит физминутку. Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперёд смотри — это три. Руки в стороны пошире развернули – на четыре. Самого себя обнять – это пять. Всем ребятам дружно сесть – это шесть. А когда мы скажем восемь – значит тишины попросим — Найдите сами в содержании учебника тему урока и откройте нужную страницу. Прочитайте тему урока.
Сравните таблицу в учебнике с тем, что вы составили сами.
Что вы можете сказать?
Почему мы с вами не рассматривали эти случаи?
— Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.
— Где будем применять эти табличные случаи умножения числа 3?
— Открытые вами знания позволят закончить выполнение задания, которое вызвало у вас затруднение в начале урока.
Можете ли вы теперь вычислить и сравнить это выражение?
|
Предпочитают «открывать» новое знание сами
Отчет организаторов, работающих в парах. Слайд №2 Выражение 3х3 мы заменили суммой одинаковых слагаемых. 3х3= 3+3+3=9 (число 3 мы сложили три раза и получили 9, значит 3х3=9) 3х4=3+3+3=3=12 (число 3 мы сложили четыре раза и получили 12, значит и 3х4=12)
3х5= 3+3+3+3+3=15 (число 3 сложили пять раз и получили 15, значит 3х5=15) ВЫВОД: Умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых.
Мы уже так делали, когда изучали умножение числа 2. А еще на уроках нам встречались задания, где умножение заменяли суммой одинаковых слагаемых.
Отчет организатора 1 группы. Нам было известно, что 3х5 =15. Выяснили, что число три взяли пять раз и получили 15. В следующем выражении 3х6, на одну тройку больше, значит, к известному произведению надо прибавить еще одно число 3, т.е. 3х6= 15+3=18. 3х7, взяли на две тройки больше, т.е. 3х7= 15+3+3 или 18+3=21
ВЫВОД: При вычислении выражений мы обратили внимание, что в каждом следующем выражении увеличивалось количество троек, значит и каждый последующий результат увеличивался на три.
Отчет организатора 2 группы. Нашей группе было известно, что 3х10=30. В этом выражении число 3 взяли 10 раз и получили 30. В выражении 3х9, взяли на одну тройку меньше, значит надо из известного произведения вычесть одну 3,т.е. 3х9= 30- 3=27. Чтобы вычислить 3х8, надо вычесть по очереди две тройки, т.е. 3х8=30-3-3 или 27 — 3=24
ВЫВОД: Каждый раз у нас уменьшалось количество троек и значение выражений тоже уменьшалось на три.
У нас получилась таблица умножения числа 3.
Таблица умножения числа 3
Таблица умножения числа 3.
В учебнике в таблице есть выражения 3х1 и 3х2
Потому что 3х1- мы знаем правило, что при умножении числа на 1 всегда получается то же самое число. 3х2- мы знаем переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется). Значит 3х2=2х3=6
При решении задач, при вычислении и сравнении выражений.
Да. Используя таблицу умножения, мы можем вычислить и сравнить. 2х5=10 3х9=27 Значит 2х5 меньше, чем 3х9
|
5. Первичное закрепление 5 мин. Цель: Усвоение нового способа действий
Формируемые УУД: Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: овладение алгоритмом деления | 1.Организует работу по закреплению нового знания — Закрепим полученные знания, выполнив самостоятельную работу в парах.
— Отработка таблицы умножения числа 3. 3х1 3х3 3х5 3х2 3х7 3х6 3х9 3х4 3х8
|
Проверка сам. работы с проговариванием результата.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 9 мин. Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха Формируемые УУД: Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество | Решение задач в печатной тетради по вариантам. (1 вариант задача 4 страница 42, 2 вариант — задача 5, страница 43. Проверка работы. (Работа в парах.) — Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.
-Оцените свою работу. | (Два ученика работают у доски, а остальные в тетрадях.)
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценивают: + или —
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока) 5 мин Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания. Формируемые УУД: Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка
| 1.Организует анализ полученного результата урока — Как мы смогли выйти из затруднения?
2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке. Оцените свою работу на «лестнице знаний» Низшая ступень – плохо понял новый материал. Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать. Верхняя ступень – всё понял, всё получается! (Слайд3)
— Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?
| Вспоминают поставленную цель урока. — Мы, используя ранее полученные знания, нашли разные способы нахождения значений выражений и смогли сами составить таблицу умножения числа 3. Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Высказывают мнения
|