Тема урока: Духовная жизнь древнего человека (Искусство).

Программа : 3 класс (система Л. В. Занкова) 

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: Дать первичное представление о том где и когда зародилось искусство.

Задачи урока : Активизировать знания учащихся о зарождении жизни на земле, познакомить детей с понятием искусства. Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважения к наследию прошлого, развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу. Создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор.

Ход урока

I. Самореализация к деятельности

Добрый день! Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у вас настроение. Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранялось на протяжении всего урока.

II. Актуализация знаний

Сегодня на урок я пришла не с пустыми руками, я принесла вот эту корзину. Хотите узнать, что в ней? (учитель поочередно достает: кирпич, кисть, картина, балетки)

-Что объединяет все эти предметы?

-Данный кроссворд поможет нам ответить на этот вопрос.

(Слайд)

1. На стене висит давно, 
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…

2. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…

3.Нанесет она узор 
Очень трепетный и нежный 
Будь то небо или бор, 
Иней тонкий белоснежный, 
Зеленеющий апрель – 
Всё раскрасит.

4.Человек знающий ноты и играющий на музыкальном инструменте.

5.К кинотеатрах- широкий экран,

В цирке- арена,

А в театре…

6. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

7. Место где на сцене происходят различные действия, участниками которых являются актеры

8.Что значит слово «аква»

9. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

III. Постановка учебной задачи

-Ребята, что объединяет все эти слова?(они относятся к искусству)

-Итак, чему будет посвящен наш урок?

-Что бы вы хотели узнать во время урока?

-Ребята сегодня мы отправляемся в путешествие на машине времени и познакомимся с понятием искусство, его видами, а так же увидим древние памятники искусства.

-А как вы понимаете слово искусство? Давайте соберем все наши предположения в корзину. (прием ТРКМ «Корзина идей»)

-Посмотрите целая корзина ваших предположений, а теперь сравним наши предположения с определением которое дано в словаре Ожегова.

-Итак ребята искусство –это…(один ученик читает определения из словаря).

-Итак ребята вы готовы отправиться в путешествие? Тогда полный вперед…

IV. Открытие нового знания
-Внимание, мы совершаем посадку. Где это мы?(СЛАЙД)

— Мы в первобытной эпохе. Именно в это время началось зарождение искусства.

— Ребята, а как вы думаете, какие виды искусства появились в это время?(предположение детей).

-В это время зарождались такие виды искусства как живопись и скульптура.

— Ребята, а что они рисовали? А на чем и чем?

-Совершенно верно, они рисовали головы животных, сцены охоты, более поздние рисунки это животные: олени, лошади, мамонты, бизоны выполненные на стенах и потолке скал с помощью копья.

-Чуть позже появилась архитектура больших камней. Люди строили Менгиры, Дольмены, Кромлехи.

-А вы знаете что это за сооружения и как они выглядели?

Работа с текстом в парах. Поиск необходимой информации.

-На столах у вас лежат тексты. Поработайте в паре и выясните, что же это за строения.

Текст:

Менгиры- одиночные, вертикально стоящие холмы из камня высатой 80 см- 20 м., вес 300тонн.

Дольмены- древнее погребальное и культурное сооружение. Состоит из 2-4 вертикально стоящих камней напоминающих стол.

Кромлех- камни поставленный ветикально, образующие одну или несколько окружностей. Они могли использоваться как помещения для проведения астрономических наблюдений.

-Итак ребята что такое Менгиры, Дольмены, Кромлех.

-К какому виду искусства относятся эти строения?

-Итак, какие же искусства появились в первобытную эпоху.(архитектура и живопись).

-Умели ли говорить первобытные люди? А как они общались?

— Так как мы в первобытной эпохе нам нужно научиться общаться с местными жителями.

ФИЗМИНУТКА(СЛАЙД)

— Нам пора лететь дальше. В путь!

-Куда это нас перенесла машина времени?

-Где мы помогут догадаться ряд букв.(Древняя Греция)

-А почему машина времени нас перенесла в Д.Г.?(предположение детей)

-Самый большой вклад в искусство был сделан в Д.Г. Земля Д.Г. до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурами. Некоторые из них были причислены к 7 чудесам света, это Храм Артемиды древнегреческой богини охоты и плодородия в Эфесе. Прославленная статуя царя богов и людей Статуя Зевса в Олимпии выполненная из золота и слоновой кости. Высота статуи достигала 17 метров. Уничтожена во время пожара.

Перед вами городская крепость, построенная на скале в Афинах- Акрополь. На Акрополе возводили храмы богам, покровителям города. А это главный храм Акрополя- Парфенон- построенный в честь богини Афины Парфенос. Постройка длилась 16 лет. Во время войны Парфенон был разрушен. Его восстановление длится и по сей день.

-Греция стала родиной театров, они устраивались под открытым небом. В Афинах построен театр Диониса, на Акрополе, вмещающий 17 тыс. зрителей. Участниками представления были только мужчины, они надевали маски комические или трагические. Для увеличения роста актеры надевали котурны — это сандалии с очень толстой подошвой.

— В честь бога Аполлона построен храм.

-Ребята вам понравилось в Древней Греции. Но нам пора возвращаться домой.

V Первичное закрепление

— А теперь посмотрим, какими внимательными вы были во время путешествия.

-На ваших столах возьмите карточки 2.

Древняя Греция Первобытная эпоха

Соотнеси представленные постройки с эпохой ее создания.( Самостоятельная работа, самопроверка)

-Итак, проверим, что у вас получилось.

— Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

ФИЗМИНУТКА для глаз

VI Творческая работа в группах

— Сегодня вам предстоит внести свой вклад в искусство, создать свой шедевр, для этого мы должны разделиться на группы. На столах у вас лежат ребусы, попробуйте отгадать их.(СЛАЙД).( Дети отгадывают ребус, у кого получилось слово архитектура, те идут за стол с табличкой «Архитекторы», у кого живопись, те за стол» Живописцы», у кого ТЕАТР, в группу «Театральная»)

-Итак ребята, весь класс разделился на 3 группы: архитекторы, живописцы, театральная группа.

У каждой группы на столах лежат конверты с заданиями. Приступаем к работе.( Раздаются конверты с заданиями. Живописцы изображают наскальный рисунок. Архитекторы собирают пазл любого памятника архитектуры. Театральная группа одевается в греческие костюмы и демонстрируют под музыку пару движений из танца Сиртаки).

Демонстрируют свои работы.

VII. Самостоятельная работа.

-Итак ребята посмотрим какими внимательными вы были во время урока, предлагаю вам тест, вам необходимо записать только букву с правильным вариантом.( СЛАЙД) (Взаимопроверка, корректировка).

VIII. Итог урока Рефлексия

— Итак, ребята, с каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?

-Где побывали и что видели?

-С какими видами искусства познакомились?

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

-На партах у вас лежат маски, кто заканчивает этот урок с хорошим настроением, поднимите белые маски, а если ваше настроение ухудшилось, поднимите черную маску.

-Сегодня на уроке все работали хорошо и в благодарность, за хорошую работу, я дарю вам эти древнегреческие театральные маски.

Домашнее задание

— Дома вы прочитаете текст в учебнике и ответите на вопросы, кто захочет, сделает сообщение об одном из видов искусства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here