Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

Конспект пробного урока изобразительно искусства

проведенного в 3 «б» классе

Дьяковой Татьяны Сергеевны Место проведения: МОУ Лицей № 11

Дата проведения: 30.10.2014

Руководитель-консультант:

Владимирова Ф.Ю.______________

Учитель-наставник:

___________

Заведующая практикой:

Бессалова Г.Н.____________

Оценка:_________________

Волгодонск, 2014г.

Класс:3Б

Тема урока: Русская матрешка в осеннем уборе.

Цель: формировать у учащихся умение изображать декоративный узор одежды у русского символа-матрешки, сохраняя осенний колорит.

Задачи:

-учить умению выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов.

-способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах.

-воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование для учащихся: шаблон изображения матрешки, краски, кисти, банка с водой.

Оборудование для учителя: образец готового изображения матрешки, наглядность: Загорская, Семеновская, Полхов-майданская матрешка (изображения), поэтапное рисование матрешки(IV-этапа), Фукурума (изображение).

Предварительная работа: изготовление шаблонов матрешки на альбомных листах.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Приветствие, проверка готовности к уроку (краски, кисти, банка с водой, шаблон матрёшки, карандаш, альбомный лист)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

II.Определение темы урока и цели

2

Для того чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:

Алый шёлковый платок, Яркий сарафан в цветок, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может – шесть. Разрумянилась немножко. Наша русская …слайд 1

Верно, сегодня мы не только поговорим о русском символе матрешке, но и научимся его рисовать.

-матрешка

III.Актуализация знаний учащихся

5-7

-Ребята, кто-нибудь знает откуда появилась матрёшка?

-Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.слайд 2 Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.(показ настоящей матрешки или слайд3)

Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В. Малютин. Слайд 4

-Знаете ли вы, какие города были прославлены росписью матрёшек?

На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов, а также Полхов-Майдан.

-Посмотрит на каждую из них Опишите Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую.слайд 5 Матрешки из Загорска и Семенова похожи между собой.

Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники «одевали» этих матрешек в сарафан с фартучком, а на голове рисовали платок.

Мастера точно соотносили размер элементов на узоре матрешек с размерами самой матрешки. Чем больше была матрешка, тем крупнее были цветы и листья, украшающие ее фартуки. Основным цветом для сарафана матрешки являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали черным цветом. Голову всегда украшали платком, в росписи каймы которого использовали прием «тычок».

Слайд 6.Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этой матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи полхов-майданской матрешки используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

IV.Практическая работа

15

Вот как много мы узнали о матрешке, а сегодня мы с вами сами попытаемся разрисовать матрешку, опираясь на роспись Семеновской матрешки. Посмотрите на доску, это элементы семеновской росписи. Давайте рассмотрим каждый. –Обратите внимание на Семёновскую матрешку, какое её главное отличие образа? Слайд 7. Самое главное отличие образа  семеновской матрешки – декор : крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки . Алые розы , маки , ягоды и листья собраны в букеты ,которые держат матрешки в руках. В манере письма угадывается влияние росписи золотой хохломы . Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем — он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа.  

У каждого на столе лежит шаблон изображения матрешки, возьмите его и положите перед собой. Рисовать матрешку мы будем в четыре этапа.

Этап 1. Обведите матрёшку и прорисуйте лицо, платок. На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки. (карандаш).

Этап 2. Рисуем руки, в низу овал, и прорисовываем украшение- цветок. (карандаш).

Этап 3. Украшение в цвете.

Этап 4. Нанесение оживки.

V. Физминутка

2

Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

Выполняют движения за учителем.

VI.Анализ творческой деятельности

Продолжение выполнения практической работы.

VII.Итог урока

Ребята, о чем мы говорили на уроке?

Какую роспись использовали при украшении нашем матрешки?

Что было интересным?

-Ответы детей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here