Управление образования Администрации г. Прокопьевска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Конспект открытого занятия по гильошированию по теме «Силуэтная аппликация «Лошадка», как оригинальное украшение елки к Новому году» для 4 класса
Автор: Караева Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования
«МБОУ ДОД «Цент дополнительного
образования детей», с/п «Ровесник»,
первая квалификационная категория
Прокопьевск 2010, 8 декабря
Тема занятия: Силуэтная аппликация «Лошадка», как оригинальное украшение елки к Новому году.
Цель занятия: Совершенствование умений в технике силуэтной аппликации
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Закрепление основных технологических знаний, терминов, умений.
• Научить применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
• Развитие в детях личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности
Возраст обучающихся: 10 -11 лет. Продолжительность занятия: 45 минут.
Музыкальное сопровождение: новогодние мелодии. Тип занятия: проблемный
Форма занятия: дизайнерская мастерская
Оборудование: компьютер; выжигатель; стекло; шаблоны игрушек, гладильная доска, утюг, флизелин, ткань креп-сатин, пайетки, узкие ленточки, элементы аппликации: цветочки, бантики.
Межпредметные связи: рисование, история, технология.
Методическое обеспечение занятия
Таблицы: Технологическая карта последовательности выполнения силуэтной аппликации «Лошадка»; Большой плакат с елкой и петельками на ней, для удобства крепления игрушек.
Большой плакат с елочными игрушками (от старинных раритетных, до эксклюзивных); Большой плакат с офтальмотренажером.
Задания:
Задание: «Инструменты и материалы, необходимые для техники изготовления силуэтной аппликации»
Задание: Расставь последовательность в технологической карте силуэтной аппликации.
Практическое задание: Прижигание одной детали игрушки к другой. Дизайнерское оформление игрушки.
План подготовки занятия:
-
Подбор методического и дидактического материала для занятия:
-
Образцы и рисунки в технике силуэтной аппликации
-
Изготовить карточки с проблемным заданием по инструментам и материалам – 4 конверта (30 карточек в каждом конверте с изображением инструментов, материалов и приспособлений);
-
Подготовить следующие образцы силуэтной аппликации «Лошадка», «Елочка», «Олени»
-
Карточки с технологической последовательностью выполнения силуэтной аппликации -8 штук
-
Снежинки 16 штук (одна сторона — голубая, другая — розовая)
-
Подготовить презентацию детских работ на компьютере.
-
Изготовить большой плакат с елкой и петельками на ней, для удобства крепления игрушек.
-
Большой плакат с елочными игрушками (от стариных раритетных, до эксклюзивных)
-
Большой плакат с офтальмотренажером.
Количество обучающихся –– 8 – человек Место проведения – кабинет для проведения занятий.
Творческая часть занятия: Ход занятия.
Организационный момент (приветствие, объявление темы и цели занятия)
Педагог:
Здравствуйте дети, уважаемые коллеги и гости.
Вы все прекрасно знаете, что скоро самый замечательный и долгожданный зимний праздник — Новый Год. И все стараются красиво нарядить, украсить, основной символ нашего праздника – елку. Наряжают елку по-разному, и каждая не похожа ни на одну другую. Кто-то покупает готовые игрушки в магазине, а кто-то делает их своими руками. Для одних людей это хобби, для других профессия, для третьих необходимость изготовления игрушек заключается в отсутствии средств и возможностей, например у детей в детских домах. Как вы думаете, могли бы мы с вами помочь детям одного из детских домов украсить елку к Новому году?
Ответы детей: могли бы сделать игрушки
Педагог: Хорошо. Сейчас действительно стали популярными, «самодельные» игрушки и мы с вами поможем детям украсить елку к Новому Году оригинальными игрушками по теме нашего занятия, которую вы узнаете, разгадав загадку
Загадка «Грива вьется на ветру, я скачу, скачу, скачу и копытами стучу»
О каком животном идет речь?
Ответы детей: Лошадка
Педагог:
Итак, тема нашего занятия Силуэтная аппликация «Лошадка», как оригинальное
украшение елки к Новому году. Цель занятия: Совершенствование умений в технике силуэтной аппликации. Давайте представим, что мы с вами не на занятии, а работаем в дизайнерской мастерской. Как вы думаете, чем занимаются дизайнеры? Каков результат дизайнерского труда?
Ответы детей: мебель, одежда, бытовая техника, машины и т. д
Педагог:
Вы правы, мы всюду сталкиваемся с предметами придуманными дизайнерами — всего коснулись руки и мысли этих творческих людей. Дизайнер конструирует не только предметы или интерьеры, он конструирует образ жизни человека, новые функции предметов. Все то, что нас с вами окружает, когда-то придумали дизайнеры. Они создают предметно-пространственную среду «подгоняя» ее под нужды человека и общества. И мы с вами попробуем немножко поработать дизайнерами. Итак мы с вами решили помочь детям одного из детских домов оригинально украсить елку к Новому Году, используя технику силуэтной аппликации (показываю елку) (см.приложение №1) Давайте вспомним, какие приемы гильоширования используются в технике силуэтной аппликации?
Ответы детей: выжигание, прижигание
Педагог:
Правильно выжигание по шаблону и прижигание на основу. А какие инструменты используются в технике силуэтной аппликации, вы сейчас выберете, вспоминая технологический процесс изготовления силуэтной аппликации. Будете работать парами, как сидите за столами. У каждой пары на столе лежит конверт. В конверте картинки инструментов и материалов. Вам предлагается выбрать инструменты и материалы, необходимые для техники изготовления силуэтной аппликации (см. приложение №2) Из выбранных предметов, каждая пара, выбирает один и объясняет его назначение. Следующая пара не повторяется и рассказывает о другом предмете.
Заслушивание детей
Педагог:
Итог проблемного задания «Выбор инструментов и материалов» Все пары справились с заданием. Итак мы с вами выбрали: гладильную доску для утюжки ткани; утюг – для того чтобы убрать заломы и складки на ткани; стекло для выжигания, чтобы не испортить стол; выжигатель – это основной инструмент в гильошировании; шаблон лошадки; черную и белую ткань, так как силуэтная аппликация выполняется в основном в черно-белом цвете.
Педагог:
По этой теме у нас уже было занятие, давайте повторим технологическую последовательность выполнения силуэтной аппликации. На карточках, где есть изображение самой операции и инструменты, необходимые для её выполнения, вам необходимо расставить последовательность выполнения силуэтной аппликации самостоятельно (см. приложение №3)
Самостоятельная работа детей
Педагог:
Справились, а теперь посмотрите внимательно на таблицу и проверьте себя, всё ли вы заполнили верно? (показываю таблицу с технологической картой последовательности силуэтной аппликации «лошадка») (см. приложение№4)
Педагог
Мы с вами уже выбрали инструменты, повторили последовательность выполнения силуэтной аппликации и знаем, как выглядит силуэтная аппликация (показываю картинку силуэтной аппликации). Мы же не можем повесить картинку на елку. Мы решили, что будем делать игрушку. Давайте определим, какой должна быть игрушка? Какими свойствами она должна обладать?
Ответы детей: яркими, красочными, должна быть жесткой, игрушка должна иметь подвеску.
Педагог:
На прошлом занятии мы с вами подготовили яркую ткань, проклеили её флизелином, чтобы придать ей жесткость. Использовали шаблон лошадки, добавили свои персонажи: зайчика, белочку и поросенка. Выжгли обе части игрушки и подготовили элементы для её оформления.
Теперь нам нужно соединить обе части игрушки приемом прижигание. Но у вас еще было домашнее задание: Придумать вариант оформления игрушки, используя те материалы, которые мы с вами подготовили: цветочки, бантики, пайетки, ленточки. Все придумали вариант оформления игрушки?
Прежде, чем мы приступим к выполнению задания, давайте повторим технику безопасности в виде игрового марафона «Да, нет»
Я буду зачитывать предложения, а вы хором будете отвечать, можно или нельзя этого делать:
• Можно ли отвлекаться от утюжки, оставлять утюг включенным в сеть без присмотра? (Нет)
• Будет ли нарушением работа с утюгом, у которого оголены провода? (Да)
• Можно ли наклоняться близко к месту выжигания? (Нет)
• Нужно ли беречь руки и одежду от прикосновения раскаленной иглы?( Да).
• Оставлять выжигатель без присмотра, включенным в сеть? (Нет).
• Определять на ощупь степень нагрева прибора? (Нет).
• Педагог:
Молодцы! Теперь, когда мы повторили с вами основы техники безопасности, переходим к выполнению задания: оформить игрушку, используя те материалы, которые мы с вами подготовили на прошлом занятии и изготовим подвеску к игрушке.
Практическая работа детей. (Музыкальное сопровождение, новогодние мелодии)
Для присутствующих педагогов презентация детских работ на компьютере.
Педагог:
Я вижу, что все справились с практическим заданием. Молодцы. Незабываем про технику безопасности, выключаем все выжигатели, сейчас нарядим елку и немножко отдохнем от работы и дадим отдых глазам, сделаем несколько упражнений на офтальмотренажере. (См. приложение №5) Встаем, подходим к тренажеру и не поворачивая головы, только одними глазами водим по стрелкам, сначала под номером один и т.д
А теперь несколько упражнений для плечевого пояса
Поднимаем плечи, сдвигаем лопатки и опускаем плечи вниз и так 4раза.
Педагог:
Рассаживайтесь, теперь, когда мы отдохнули, давайте порассуждаем.
Как вы думаете, в чем была ваша работа, как дизайнеров?, если шаблоны уже даны, а технологическая последовательность всегда остается неизменной.
Рассуждения детей, обобщение, вывод.
Педагог: Мы с вами уже выполняли силуэтную аппликацию и знаем, что она обычно двух цветов, Каких? Ответы детей: Черно-белая. А мы что сделали? Ответы детей: мы изменили цветность, наши игрушки яркие, красочные. Педагог: Мы воспринимали силуэтную аппликацию, в каком виде? Ответы детей: в виде картинки или панно, которые служили украшением интерьера. Педагог: Мы что сделали? Ответы детей: изменили форму и назначение силуэтной аппликации, она получила новое применение в виде елочной игрушки, изменили и технологию: ткань проклеили, игрушку сделали двойную. Педагог: Что осталось неизменным в нашей силуэтной игрушке? Ответы детей: Технологическая последовательность и приемы — выжигание и прижигание.
Педагог: Итак, мы с вами изменили цвет, форму, назначение и технологию – все это и есть работа дизайнера
Как вы думаете, мы с вами справились с работой дизайнеров — придумали оригинальные авторские елочные игрушки. Ответы детей.
Педагог: Новогодняя игрушка является одним из символов праздника и имеет свою чрезвы чайно интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. До середины 18 века украшения были исключительно съедобными. Это яблоки (сегодня это шары) орехи, всевозможные сладости и фрукты. Со второй половины 18 века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п.
В 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. С каждым годом придумывались все новые виды «дизайна», как бы сказали сегодня, рождественских шариков. А в 67 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Мастера могли выдувать практически все, что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью.
В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом.. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов.
С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки…
Выстраиваю визуальный ряд (иллюстрации) какие были игрушки раньше и как изменялся дизайн игрушки (приложение №6)
Заключительное слово педагога.
Сегодня вы работали в роли дизайнеров, решая проблему оригинального оформления елки к Новому году для детей одного из детских домов, познакомились с профессией дизайнера, закрепили знания по технологии выполнения силуэтной аппликации, знания по инструментам и материалам, необходимым для техники изготовления силуэтной аппликации, выполняли практическую работу дизайнерского характера. Хотелось бы отметить работу всех девочек. Вы работали, быстро, дружно, успешно справились со всеми заданиями, изготовили великолепные игрушки для елки и оригинально украсили её. А что нового вы узнали на занятии, чему научились? Вы сможете применить знания и умения в жизни?
Ответы детей
Педагог: А теперь давайте оценим занятие и ваше настроение на этом занятии. Каждый подойдет к плакату и возьмет две снежинки и приклеит их. Одна сторона каждой снежинки розовая, другая голубая. (см. приложение №7). Одной снежинкой оцениваем занятие, другой — свое настроение на этом занятии. Если вам занятие не понравилось, вам было не комфортно, было плохое настроение – приклейте снежинки розовой стороной, а если вам занятие понравилось, было комфортно, было хорошее настроение – приклейте снежинки голубой стороной.
Дети приклеивают снежинки.
Педагог: У нас получился снегопад из голубых снежинок. Это значит, что вам понравилось занятие, и у вас осталось хорошее настроение. На этом наше занятие закончено. Желаю вам творческих успехов. Всем большое спасибо. До новых встреч.