XVII открытая научная конференция учащихся Кочубеевского района

Конспект урока для 5 класса «Театр кукол»

Автор работы: Злыгастева Галина

Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МОУ СОШ № 3, 5а класс.

Научный руководитель: Лунегова Елена

Михайловна, учитель технологии.

с. Кочубеевское 2013 г

Оглавление

Введение……………………………………………………3-4

Глава 1 Русский народный кукольный театр….…….4

1.1.Кукла,её роль в жизни человека…………………..4-5

1.2.Возникновение театра Петрушки………………..5

1.3.Первые народные кукольные театры……………..5-6

1.4.Устройство сцены. Главный герой театра………..6-7

Глава 2 Постановка спектакля………….……………….7

1.1.Алгоритм создания спектакля..….……………….7

1.2.Сценарий спектакля………………………………..7-8

1.3.Подготовка к постановке спектакля……………..8

Глава 3 Кукольный театр и школа…………..…….….8-9

Выводы…………………………………………………..…9

Литература…………………………………………….……10

Итог работы …………………………………………..…..11

3

Введение

Все дети любят театр кукол. А что это такое? Кто является актерами этого театра? Как и кто создает сказку? Почему профессиональные кукольники не любят выражение «кукольный театр»? Как сделать куклу? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о театре, куклах, традициях культуре театра кукол России и других стран. Тема «Театра кукол» нас очень заинтересовала. И теперь нам хочется исследовать – как создается сказка, но не на основе работы профессионального театра, а народного. Тем более мы в начальной школе ставили спектакли с ручными куклами.

Настоящее исследование посвящено изучению происхождения народных театров кукол, алгоритма создания кукольного спектакля. При выборе направления исследований мы остановились на театре кукол. Это благодатная почва для выявления и описания особенностей и культурной значимости этого вида искусства. Считаем, что наша тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать вас с почтением относиться к такому древнему искусству, как театр. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх. Дети знакомятся с окружающим миром. Театр кукол – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.

Цель нашего исследования — узнать историю создания театральной куклы разных стран и смастерить их своими руками. Решение данной цели обусловлено следующими задачами:

2. Узнать историю кукол.

3. Смастерить театральные куклы.
4. Провести мастер-класс по изготовлению театральной куклы.
5. Показать театральную постановку.
Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема.

Основная цель данного исследования заключается в изучении происхождения кукольных театров, алгоритма создания кукольного спектакля.

В соответствии с вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи:

1) определить происхождение кукольного театра;

2) выяснить алгоритм создания кукольного спектакля, написать сценарий кукольного спектакля;

4

3) взаимосвязь кукольного театра и школы

4)изготовить куклу и поставить кукольный спектакль по сценарию

объектом исследования является театр кукол.

Объект нашего исследования – театральная кукла, предмет – ее строение.
Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись моделирование, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение. Предметом исследования — алгоритм создания кукольного спектакля. Методы исследования: изучение литературы по теме, беседы со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной, с психологом – Сердюковой Надеждой Евгеньевной, специалистами библиотеки. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно расширяет существующую информацию о театре, систематизирует знания о роли куклы в жизни человека, о процессе создания спектаклей, о процессе изготовления куклы.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы проведем мастер-класс и спектакль. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, а сценарий — в постановке кукольного спектакля. Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1 История развития народного театра кукол

1.1Кукла, ее роль в жизни человека

История простой народной куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла – оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества и эту роль играли куклы – на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года. В средние века суть религиозных действий с куклами постепенно исчезала, как и сами древние обряды, а

5

формы продолжали жить, переходя в другие жанры, стили, направления. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях.

1.2 Возникновение театра петрушки

Еще в 80-х годах прошлого века без петрушки не обходилось ни одно народное гулянье, ни одна ярмарка. В дни ярмарок, больших праздников, масленицы, вербной недели, в Троицын день петрушка пользовался колоссальным успехом, его представления шли непрерывно целый день. Возник он, по имеющимся данным, в начале XVII в. Во всяком случае, в 1636 г. он уже существовал. Заметка Олеария о виденном им петрушке единственный источник по истории нашего кукольного театра в XVII в.

Петрушка возник, следовательно, еще в те времена, когда театра у нас не существовало и о театральном искусстве русские люди имели только смутное представление по слухам, рассказам бывалых людей да небольшому количеству описаний западноевропейских театральных постановок, которые стали появляться у нас, уже с XV в. Первое театральное представление в России для русских было давно, т.е. более чем на полвека позже появления петрушки. Как кукольный театр, так и некукольный на Руси заимствованы. Наряду с достижениями своей военной и промышленной техники иноземцы заносили на Русь и свои обычаи, навыки, свою науку, литературу и искусство театра, до сих пор неизвестного в России. Знакомством нашим с театром и кукольным и не кукольным мы обязаны немцам. В памятный день 17 октября 1672 г. была поставлена немецкая пьеса на немецком языке. Актерами были дети служилых и торговых иноземцев Немецкой слободы, режиссер – паспорт московской лютеранской церкви Иоганн – Готфрид Грегори.

С кукольным театром вначале в. XVII в. нас ознакомили, немецкие бродячие скоморохи – шпильманы. Русские странствующие скоморохи – веселые люди, в древности единственные представители у нас светского искусства, потомки византийских скоморохов. Заимствовав у шпильманов нехитрое устройство их кукольного театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли его по всем уголкам Московии. Возник театр петрушки.

1.3 Первые народные кукольные театры

Судьба не улыбнулась «петрушке». Несмотря на вполне вероятную симпатию к нему широких народных масс, с первых же лет своего существования народному театру «петрушки» пришлось вступить в тяжелую и упорную борьбу за жизнь. ХVII в. нашей истории характеризуется усиленными гонениями правительства и церкви. Целым рядом правительственных и церковных указов «гусли и смыки, и всякое гудение, и глумление, и

6

позорище, и многовертимое плясание» были, безусловно, запрещены. Несчастные скоморохи, были подвергнуты суровой опале. Только что народившемуся театру «петрушки», пришлось испытать горькую участь своего носителя — скомороха. Царская грамота 1648г. Повелевает бить батогами всех ослушников государева указа. «Бесчинствами» и «неистовствами» скоморошьей братии приходил конец. С половины XVII в. скоморохи начинают исчезать с исторической сцены. Их искусство не исчезло. Скоморохи, уходя, передали весь свой богатый репертуар народу. Народ бережно хранил потешное наследие скоморошников, сберег и «петрушку». С конца XVII и начала XVIII в. театр петрушки получил, наконец, возможность более или менее свободно дышать. Церковь, еще косо посматривала на все проявления народного веселья. По некоторым косвенным данным можно смело утверждать, что театр петрушки в XVIII в. не исчез, но даже достиг известного расцвета. Со второй половины, в особенности с конца XIX в., театр петрушки постепенно приходит в упадок и в XX в. начинает исчезать с исторической сцены. Конец петрушки вызван охлаждением к нему народных масс.

1.4 Устройство сцены. Главный герой театра

Устройство «сцены» народного театра «петрушки» крайне примитивно. В процессе своего развития театр выбрал три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова.

Второй тип сцены — наиболее распространенный — четырехрамная ширма. В балагане зрители обычно размещались на скамейках. Иногда зрители в балаган не впускались и смотрели на представление сквозь специально вырезанные оконца.

Наш народный Петрушка, балагур и потешник. Он хвастлив, хитер, держит себя вызывающе, дерзок, придирается к словам. Труслив, плачет. Его цель распотешить публику. В дни больших праздников представления театра «петрушки» шли беспрерывно, кукольники нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки.

театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли по всем уголкам. Возник театр петрушки, по всей вероятности, в пределах Москвы или Новгорода. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. Главный герой народного театра кукол — Петрушка. Народная кукольная комедия связана с официальной культурой ее неприятием, высмеиванием, пародированием.

Таким образом, русская кукольная комедия в XVII веке не только явилась первым русским театральным спектаклем, не только подготовила зрительскую аудиторию к

7

восприятию театрального искусства, но возможно, стала одной из причин появления в России профессионального театра кукол. (Приложение №1)

Глава 2 Постановка спектакля

1.1.Алгоритм создания спектакля

Итак, появились куклы-артисты и артисты-кукольники. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем куклы вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место.

Мы решили создать детский спектакль – сказку, опираясь на нашу самобытную культуру.

Попытались найти алгоритм создания спектакля. Оказалось, что конкретного алгоритма создания спектакля не существует. Каждый раз это поиск. Мы наметили основные задачи:

поиск идеи, выбор сюжета, написать сценарий, подобрать музыку, изготовить куклы, выполнить ширму, подготовить декорации, подобрать исполнителей и проводить репетиции. (Приложение №3)

1.2. Сценарий спектакля

Театральная самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Исходя из этого, мы заинтересовались сценарием для постановки сказки Шарля Перро « Крассная шапочка», русской народной сказкой «Репка», зарубежных и русских писателей. Мы выбрали сказку «Красная шапочка». Почему именно это произведение. Оказывается, что зарубежные писатели

создавали сказки, где обязательно присутствовали исполнители желаний, ленивые и трудолюбивые, глупые и умные, как и в сказках других народов, так же и в сказках русских народов. Где добро побеждает над злом. А значит сказки всех народов, умны и красивы. Кроме этого в сказке небольшое количество персонажей, так как мы решили написать сценарий и самим поучаствовать в представлении сказки. Мы неоднократно консультировались со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по

8

литературной части –Романовой Ольгой Яковлевной, с психологом – Сердюковой Надеждой Евгеньевной. Получили разрешение на инсценировку сказки — для постановки кукольного спектакля. (Приложение №4)

1.3. Подготовка к постановке спектакля

А сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: мастерить кукол, декорации, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия.

Подготовка сюжета и музыкального материала изготовление кукол чрезвычайно сложная работа. Мы выполнили головы кукол из ткани, меха, сшили костюмы, изготовили декорации и много репетировали спектакль. (Приложение №4,5)

Вывод: Мы живем, на русской земле и нас интересуют быт и нравы не только русских народов, но и зарубежных, проживающих здесь. Мы решили создать детский спектакль-сказку, опираясь на нашу самобытную культуру.

Глава 3 Кукольный театр и школа

Кукольный театр может прийти на помощь при изучении иностранных языков, а так же при ознакомлении с литературными произведениями. Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, оказываются вовлеченными в творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе “вечного троечника” в Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Сильные ученики

помогают слабым, укрепляет ответственность за успех общего дела. Сценарий построен на изучение лексических единиц, грамматике и речевые структуры. В виде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим. Как и говорилось ранее, кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. (Приложение №2.6.7)

9

ВЫВОДЫ

На основе исследований мы пришли к выводу, что кукольный театр является важным фактором в развитии ребенка.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение детей дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все перчаточные куклы, должны соответствовать требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество куклы. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Характер игры в кукольный театр, должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в зависимости от состояния ребенка. В процессе исследования было установлено, что ребенку не должны навязывать своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом, и какое его назначение. Можно сделать вывод, что и по отношению к играм, как и по отношению к спектаклю, ребенку должна быть предоставлена, максимальна свобода при постоянном, не навязчивом контроле. Куклы, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. Игра в театр является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что театр переживал много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что театр способствует успешному развитию ребенка. Благодаря ним ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Участвуя в кукольном театре, даже самые робкие и неразговорчивые дети вскоре становятся общительными и уверенными в себе. Кукольный театр способствует формированию мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей; развивает воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывает эмоционально – чувственное отношение к окружающему миру.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна, и на данный момент не достаточно изучена. Интернет и телевидение отучило людей ходить в театр. Мы считаем, что наша работа помогает нашим детям окунуться в волшебство театра сказок. Презентация нашего проекта – показ спектакля по русской народной сказке «Теремок», Шарля Перро «Красная шапочка». Организация выставок.

10

Литература

1. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение,

1979. – 27-36 с.

2. История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.

3. Педагогика (конспект лекций) — М.: ”Приор-издат”,2004 г.

4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная

психология: Урунтаева Г. А. Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с.

5. Соркина Н. Программа «Театр- творчество – дети».

а) «Изготовление детьми игрушек для кукольного театра» №2 1990 г.

б) «Кукольный театр» №2 2002 г.

в) «Пьесы, сказки для театра» №5 1997 г.

6. Эстетическое воспитание младших школьников. Цветкова И.В. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here