Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №14» Авиастроительного района г.Казани

Конспект урока по

изобразительному искусству в 5 классе

«Транспорт в городе»

Подготовил учитель

изобразительного искусства

Миндубаеа Эльмира Саматовна

Казань, 2014

Цели: — ознакомить учащихся с городским транспортом, машинами;

— учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих, и умению конструировать, рисовать сложный объект;

— познакомить с понятием «бионика»;

— повторить жанры изобразительного искусства;

— развивать у детей фантазию;

— закрепить графические навыки учащихся;

— формировать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование: для учителя- таблицы-памятки, наборы геометрических фигур, для учащихся-графические материалы, бумага, клей; коробки, полоски бумаги.

Зрительный ряд: репродукции картин В.Васнецова «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», пейзажи (городской, сельский), рисунки транспортных средств.

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа.

(В начале урока демонстрируются репродукции картин В. Васнецова «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке»).

— _На какую тему написаны эти картины?

— О чем мечтали люди, сочиняя сказки?

— Что такое сапоги-скороходы?

-От мечты-сказки о быстром способе передвижения переходим к современному миру техники.

3. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

— Рассмотрите выставку. Что вы здесь видите? Назовите одним словом. (транспорт)

— Какие виды транспорта вы знаете?

(учащиеся называют, на доске появляется запись):

наземный

транспорт подземный

воздушный

водный

подводный

— Распределите этот транспорт в соответствии с его видом.

— На уроках изобразительного искусства и худ. труда мы рассматривали картины известных художников, работающих в разных жанрах. Назовите жанры изобразительного искусства.

(надпись на доске):

натюрморт

портрет

пейзаж

— У каждой подгруппы есть набор репродукций. Распределите их в соответствии с жанром.

— Рассмотрите следующие репродукции картин и определите жанр. (это пейзажи).

— Почему?

— Какие это пейзажи? (городской и сельский).

— Мы с вами в каком населенном пункте живем? (в городе).

— Какой вид транспорта присутствует в нашем городе? (наземный, водный).

— Что мы к нему отнесем? (запись на доске):

машины — грузовые

— легковые

специальный транспорт — скорая помощь (03)

— милиция (02)

— служба спасения (01)

— газовая служба (04)

транспорт общественного пользования — автобусы

— Определите тему нашего урока. («Транспорт в городе»).

4. Практическая работа.

— Каждый предмет имеет свою форму. Форма определяется очертанием, контуром, силуэтом (светлым или темным, серым или цветным) предмета, его наружной плоскостью.

( таблица-памятка, таблица геометрических фигур).

— В упрощенном виде каждая форма предмета по своим очертаниям и силуэту похожа на геометрические фигуры-квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Поэтому говорят: часы имеют квадратную форму, елочка-треугольную, новогодний шар-круглую.

Художник, желающий правдиво отобразить многообразие жизни, должен уметь изображать технику, машины. Для многих современных машин характерны четкие геометрические формы, простота внешних очертаний, изящность линий, своеобразие.

Проанализируйте представленную модель.

Используя набор геометрических фигур сконструируйте свою модель машины.

(работа в группах, выставка работ).

Российские изобретатели, ученые постоянно работают над усовершенствованием машин. Есть наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Это бионика. Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками- электроникой, навигацией, связью, морским делом и др. Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи (итальянский художник). Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы.

5.Физминутка

6. Работа по теме.

— С каким настроением вы работали, конструируя машину?

— А как вы думаете, у машин может быть настроение?

— Если это правительственная машина, которая везет президента или депутата, то она ……….. (серьезная).

— Автобус, везущий детей в летний лагерь на отдых ……… (веселый).

— Спортивная машина может выражать …….. (гнев, раздражение).

Итак, я предлагаю 1-ой группе поучаствовать в создании проекта фантастической машины, с подробным ее описанием;

2-ой группе-сконструировать машину, объяснить для какого человека эта машина;

3-ой группе-сделать зарисовки машин: доброй, хищной, семейной.

— Обратите внимание на этапы рисования машины (на примере грузовой).

1) рассмотрим основные объемы формы грузовика-кабину и кузов, чтобы определить разницу длины и высоты этих форм. На листе легкими линиями карандаша намечаем горизонтальные и вертикальные линии, обозначающие длину и высоту кабины и кузова (главных частей машины).

2) рассмотрим прямоугольную форму кузова. Соотнесем высоту и длину этой формы. Сравним форму кузова и кабины, легкими линиями передаем пропорции кузова и кабины.

3) рассмотрим форму колес, окна и двери кабины. В рисунке уточняем пропорции этих форм машины, соотносим величины окон, дверей, колес с высотой и длиной корпуса.

4) окончательно прорисовываем детали.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Итог урока.

— Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось..

Поделюсь впечатлениями …

Для меня было открытием то, что …

— Сегодня на уроке я …

Научился …

Мне показалось важным …

Было интересно …

Я понял, что …

Своей работой на уроке я …

Доволен ;

Не совсем доволен, потому что …

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here