Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа № 1»
Эксперементальная разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием инновационных технологий.
Тема: «Деревянное кружево русской избы»
По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2005 г.
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева
Выполнила: учитель технологии и ИЗО
МАОУ «МСОШ № 1»
Садковская Светлана Николаевна
Томская область,
Молчановский район,
село Молчаново
Молчаново — 2013
Эксперементальная разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием инновационных технологий.
Тема: «Деревянное кружево русской избы»
Цель:
Образовательная:
-
Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно – декоративной композицией.
-
Знакомство с архитектурными особенностями русской избы,
-
Знакомство с деревянным зодчеством
Развивающая:
-
Развитие кругозора по деревянному зодчеству,
-
Интерес и познание прекрасного,
-
Наблюдение и воспроизведение увиденного,
Воспитывающая:
-
Любовь к миру красоты,
-
Интерес к резьбе по дереву.
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и использования инновационных технологий.
Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками)
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Интеграция: изобразительное искусство и краеведение.
Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Актуализация опорных знаний.(технология постановки проблемной ситуации)
Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов
Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Это легко изнашиваемая постройка и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в
своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.
Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.
Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.
Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
? Что значило построить дом?
Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
-
Формирование новых знаний. (технология эмоционального погружения)
? — Что такое изба?
Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.
В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.
В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».
Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха.
-
Места добрые и недобрые.
-
Выбор деревьев для строительства.
-
«Без Троицы дом не строится».
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.
? — Зачем людям дом?
Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром.
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
? — Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?
— Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.
Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым,
показав природную красоту дерева и усилив её.
Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов.
На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.
? — Вспомните, что символизировал образ коня?
Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.
Крестьянская изба — это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев.
Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины.
Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.
В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.
? — Какой смысл они несут?
Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».
Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром.
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.
Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были «оберегами». Одним из важных элементов украшения избы были наличники.
! Вслушайтесь в это слово: «наличник» – «находящийся на лице». (технология смыслового понятия).
Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.
Орнамент — язык тысячелетий , поэтому выбор узоров избы не случаен.
Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.
Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.
! — Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников.
Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции.
Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию.
Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.
-
Закрепление.
? ! 1. Зачем люди украшают свои жилища?
2. О чём может рассказать декор избы?
3. Постарайся рассмотреть крестьянскую избу, отдельные детали её оформления
с точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной
деятельности.
4. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними
общего и в чем разница?
-
Практическая работа.(технология креативного мышления)
Материалы и инструменты: бумага, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей.
Задание:
-
Изобразить фронтон дома, украшенный резьбой в стиле древних мастеров.
-
Изобразить украшение наличника.
-
Изготовить и вырезать ажурный наличник и приклеить его к нарисованному окну.
Зрительный ряд: презентация, опорные карточки с изображением элементов декора.
Музыкальный ряд: народная музыка.
-
Анализ работ. Рефлексия.
Оценка за работу.
-
Домашнее задание.
Альбом, рабочая тетрадь, кисть, гуашь, баночка для воды,
Иллюстративный материал с изображением интерьера русской избы с предметами быта,
Книги русских сказок с изображением интерьера избы.