Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Молчановская средняя общеобразовательная школа № 1»

Эксперементальная разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием инновационных технологий.

Тема: «Деревянное кружево русской избы»

По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2005 г.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева

Выполнила: учитель технологии и ИЗО

МАОУ «МСОШ № 1»

Садковская Светлана Николаевна

Томская область,

Молчановский район,

село Молчаново

Молчаново — 2013

Эксперементальная разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием инновационных технологий.

Тема: «Деревянное кружево русской избы»

Цель:

Образовательная:

  • Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно – декоративной композицией.

  • Знакомство с архитектурными особенностями русской избы,

  • Знакомство с деревянным зодчеством

Развивающая:

  • Развитие кругозора по деревянному зодчеству,

  • Интерес и познание прекрасного,

  • Наблюдение и воспроизведение увиденного,

Воспитывающая:

  • Любовь к миру красоты,

  • Интерес к резьбе по дереву.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и использования инновационных технологий.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками)

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

Интеграция: изобразительное искусство и краеведение.

Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  1. Актуализация опорных знаний.(технология постановки проблемной ситуации)

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Это легко изнашиваемая постройка и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в

своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.

Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

? Что значило построить дом?

Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.

  1. Формирование новых знаний. (технология эмоционального погружения)

? — Что такое изба?

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.

В XIXII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.

В XVIXVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».

Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха.

        1. Места добрые и недобрые.

        2. Выбор деревьев для строительства.

        3. «Без Троицы дом не строится».

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

? — Зачем людям дом?

Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

? — Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

— Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.

Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым,

показав природную красоту дерева и усилив её.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов.

На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

? — Вспомните, что символизировал образ коня?

Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

Крестьянская изба — это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев.

Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины.

Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.

В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

? — Какой смысл они несут?

Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».

Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром.

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.

Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были «оберегами». Одним из важных элементов украшения избы были наличники.

! Вслушайтесь в это слово: «наличник» – «находящийся на лице». (технология смыслового понятия).

Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.

Орнамент — язык тысячелетий , поэтому выбор узоров избы не случаен.

Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.

! — Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников.

Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции.

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию.

Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.

  1. Закрепление.

? ! 1. Зачем люди украшают свои жилища?

2. О чём может рассказать декор избы?

3. Постарайся рассмотреть крестьянскую избу, отдельные детали её оформления

с точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной

деятельности.

4. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними

общего и в чем разница?

  1. Практическая работа.(технология креативного мышления)

Материалы и инструменты: бумага, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей.

Задание:

  1. Изобразить фронтон дома, украшенный резьбой в стиле древних мастеров.

  2. Изобразить украшение наличника.

  3. Изготовить и вырезать ажурный наличник и приклеить его к нарисованному окну.

Зрительный ряд: презентация, опорные карточки с изображением элементов декора.

Музыкальный ряд: народная музыка.

  1. Анализ работ. Рефлексия.

Оценка за работу.

  1. Домашнее задание.

Альбом, рабочая тетрадь, кисть, гуашь, баночка для воды,

Иллюстративный материал с изображением интерьера русской избы с предметами быта,

Книги русских сказок с изображением интерьера избы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here