Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

имени В.В.Самсонкиной

Краснодарский край, ст. Кущевская

Народные промыслы.
Гжель.

5 класс

Учитель ИЗО и технологии

Галина Викторовна Цеповяз

2013 год

Тема: «Народные промыслы. Гжель»

Цель:
познакомить учащихся с народными промыслами России, с историей возникновения гжельской керамики, с особенностями искусства Гжели.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель)

  • сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

 Развивающие:  

  • способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература)

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности,  интереса  и любви  к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;

  • воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм;

Оборудование: Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.

.Зрительный ряд:

»        Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.

«        Изделия гжельской керамики.

«        Работы учащихся предыдущих лет

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Подготовительная работа:

В течение 2-х недель найти материал о народных промыслах Гжели;

Оформить сообщение, указать источник информации и автора.

Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.

Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этого промысла, а также изделия.

(Сообщение должно быть интересным и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.)

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний.

Сегодня мы с вами познакомимся с художественным промыслом Гжели, с ее особенностями и выполним эскиз гжельской росписи.

— Где мог увидеть мастер эту особую элегантно-изысканную красоту сочетания белого и синего? Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.

— Этот художественный промысел возник недалеко от Москвы в селе Гжель.Откуда взялось вообще это необычное слово – «гжель»? Оказывается, оно происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Обожженные изделия называли «жгель».

Со временем буквы поменялись местами, и мы получили извес

тное нам название промысла – «гжель».

— Выставка образцов посуды, игрушек с гжельской росписью.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре —

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет — Синий кобальт.

III. Проверка домашнего задания.

На дом было задано подготовить сообщения о Гжели.

— Ребята, внимательно прослушаем сообщение, а потом  ответим  на вопрос:

«Что узнали вы о Гжели?»

Сообщение I

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.


Сообщение 2

Посмотри на эти чудесные образцы изделий мастеров Гжели. Гжель – это прекрасные сине-белые цветы, травы и листья на белоснежной керамике. Характерная черта изделий Гжели – это узоры, выполненные кистью вручную то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами.

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60 -и километрах от Москвы, издревле славившееся своими гончарными промыслами.

Крестьяне производили гончарную посуду, игрушки и изразцы.

Самую большую известность замечательная посуда гжельских мастеров получила в XVIII веке за счет красоты своих изделий и недорогой цены.  Своими формами керамика Гжели обязана крестьянской простой посуде: шаровидным кувшинам, квасникам и кумганам. Однако, развиваясь, керамика Гжели приобрела более утонченные формы.

Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производиться кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Бывает и так: самой розы нет. Есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

 

Вы внимательно все прослушали, а теперь отвечаем на вопрос:

— Что же вы узнали о гжели (керамика, роспись – синим цветом, интересная форма)

— Давайте откроем альбомы и выполним элементы гжельской росписи в альбоме

— Что  является самым излюбленным узором в гжели? (роза)

Показ на доске этого элемента.

         -Ребята, а зачем нам нужно это? Правильно. Эти упражнения нам нужны для выполнения эскиза гжельской росписи.

Физкультминутка

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Вот чем мы займемся сейчас:

— А вам понравились  Гжельские изделия? Вы считаете их красивыми?

Каждый из нас сейчас выступит в роли   гжельских мастеров.  Вы должны будете расписать гжельской росписью  предметы, которые у вас находятся на парте. Задание будет у всех разное. Нужно индивидуально расписать  блюда, кувшины, самовары, чайники, подсвечники, часы.

  • Рисуем узор карандашом

  • Роспись узора синим цветом

  • Добавляем в рисунок тень

При выполнении работы обратить внимание на

  • Аккуратность

  • Красочность

  • Выразительность

А теперь мы приступаем к работе.

IV . Самостоятельная практическая работа

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции)

      

V. Итоги урока. Рефлексия:

— Кто желает продать свои изделия?

На доске вывешиваются работы учащихся.

— Ребята, что вам понравилось на уроке, где вам в жизни пригодятся эти знания и навыки?

           — Чем гжельская посуда отличается  от  другой? (формой, росписью)

— Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

— Выставление оценок за работу.

VI. Домашнее задание

Подобрать иллюстративный материал и сообщение о Хохломе.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here