Учитель ИЗО Шаламаева Наталья Леонидовна,
МКУ СОШ №1 г. Нижнеудинск
2013 год
6 класс.
Тема урока: Изображение головы человека в пространстве.
Планируемые результаты:
-
Личностныетные результаты: отработка навыков самостоятельной и групповой работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
-
Метапредметные результаты:
-
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
-
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
-
Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
-
-
Предметные результаты: получить представление о ракурсах головы, научиться изображать голову человека в профиль.
Межпредметные связи: литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ресурсы: мультимедиа проектор, презентация, интерактивная доска, магнитная доска, дидактическая игра «Мимика. Придумай и собери портрет», карточки-задания, бумага, карандаш, ножницы, клей, краски, кисти.
План урока:
-
Орг момент.
-
Актуализация прежних знаний.
-
Дидактическая игра «Мимика. Придумай и собери портрет».
-
(индивидуальная работа. На магнитной доске собрать портрет из отдельных частей лица).
-
Дидактическая игра «Найди ошибку» (фронтальная работа).
-
№
Схема
Настроение
1
Плач
2
Раздражение
3
Смех
-
№
Схема
Настроение
1
2
3
-
Изучение нового материала.
-
Постановка проблемы.
-
… Давным-давно некий султан захотел иметь свой портрет. А был тот правитель слеп на один глаз.
Написать портрет вызвались многие художники: султан посулил за это богатое вознаграждение. О, наивные! Они думали, что достаточно лишь мастерства, чтобы угодить заказчику. Как жестоко они ошибались!
Первый же портрет получился восхитительным и как две капли воды походил на султана — вплоть до чёрной повязки на незрячем глазе. Художник уже потирал руки в предвкушении награды. К великому его изумлению султан, увидев портрет, взбесился.
— Ты издеваешься надо мной, глумишься над моим увечьем! — закричал он.- Эй, стража! Отрубить ему голову!
После этого желающих написать портрет сразу же поубавилось.
Но вот ещё один безумец решился рискнуть головой, и работа закипела.
Художник трудился не покладая рук и вскоре завершил портрет. Сам автор был очень им доволен и считал, что награда уже у него в кармане. Ведь султан получился совершенно похожим и к тому же зрячим на оба глаза.
Но, ко всеобщему удивлению, султан разъярился ещё сильнее.
— И ты издеваешься?! — кричал он и топал ногами. — У меня один глаз, и все это знают, а ты нарисовал два. Эй, стража! Отрубить ему голову!
Желающих написать портрет как ветром сдуло. Подумайте сами, мыслимое ли дело — угодить такому капризному заказчику?
Но прошло немного времени, и новый смельчак стучался в ворота дворца.
— Одумайся,- уговаривали его друзья.- Дело совершенно безнадёжное. Разве тебе не жалко свою молодую жизнь? Или у тебя есть ещё одна голова?
Но отговорить его не смогли.
Вскоре портрет был готов. Все с нетерпением ждали, что скажет заказчик на этот раз.
Султан взглянул на портрет и… остался им очень доволен. Он вознаградил художника втройне. И не столько за мастерство, в котором тот не превосходил своих собратьев, сколько за смекалку и ум.
-
Как же художник вышел из положения?
2. Формулирование целей и темы урока.
3. Формирование новых понятий и способов действий. (Работа в тетради.)
-
Ракурс — поворот головы.
-
Виды ракурса:
-
Профиль — изображение головы сбоку.
-
Анфас — изображение головы спереди.
-
Три четверти — изображение головы в положении среднем между положениями профиль и анфас.
-
Алгоритм построения головы человека в профиль.
IY. Формирование умений и навыков.
-
Анализ изображений на слайде.
-
Что общего у изображений?
-
К какому виду ИЗО изображения относятся?
-
Какое средство изображения графики применили?
-
Работа с карточками-заданиями.
По описанию сказочного героя изобразить его портрет в профиль силуэтом (работа в парах).
-
…Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
-
Безобразная, злая и косматая старуха, у которой нос крючком да зуб торчком.
-
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу:
Даже дырку на картине
Носом сделал …
-
«…носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем,…по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того он постоянно обижал малышек…»
-
Очень вредная старуха,
Всё ей плохо. Всё не так.
Надоедлива как муха…
Кто такая?
-
Не молодой мужчина в очках. У него красивая борода, улыбка. Из под колпака торчит пушистый белый волос. И вообще он очень аккуратный и добрый доктор.
-
Брови дугой, нос кочергой,
На голове колпак,
А сам весельчак. -
«…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…»
-
«…За окном порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясные звезды, но не было в них ни тепла, ни покоя…»
Y. Итог урока.
-
Защита работ.
-
Рефлексия урока.
-
Беседа по вопросам.
-
Что узнали нового?
-
В чем испытали трудности?
-
Что понравилось на уроке?
-
Самооценка.
-
— умница
— стараюсь
— не всё получилось
— было лень
3. Домашнее задание.
В рабочую тетрадь вклеить примеры ракурса головы человека и подписать их.
Литература:
-
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
-
Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок.- Ярославль: Академия развития, 2007.
-
Мосин И.Г. Рисование 2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
-
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
-
А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане
-
Х.Х.Андерсен. Снежная королева.