Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

пос. Анджиевский г. Минеральные Воды

Конспект

открытого урока изобразительного искусства

Т е м а:

«Народная праздничная одежда»

Подготовила и провела:

учитель изобразительного искусства

МКОУ СОШ №4

Х.А. Темирчева

ТЕМА: Народная праздничная одежда.

Цель: продолжить знакомство учащихся с особенностями русского

праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений

людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки

создания художественного образа в декоративной композиции.

Задачи:

Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.

  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

  • Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.

  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

Методы: словесные – рассказ, беседа

наглядные – демонстрация презентации, плакатов с

пейзажами, орнаментами, костюмов

практические – создание праздничного русского костюма

по трафарету

Методические приёмы: репродуктивные – фронтальная беседа

творческие – создание русского праздничного костюма

исследовательские – справки об истории русского народного костюма

Формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная

Межпредметные связи: история, литература

Развиваемые понятия: русский народный костюм, орнамент

Тип: углубление ЗУН

Техника: смешанная (краски, гуашь, аппликация).

Материалы и инструменты: кисти, краски, гуашь, трафареты людей, баночки

для воды.

Оборудование: музыкальный центр, диск

Зрительный ряд: женский сарафан, русские платки, кокошник, мужская

рубаха, плакат с полосами орнаментов; плакат с

пейзажам русских деревень, праздничными гуляньями

и наряженными людьми; плакат с изображением

деревни.

План урока

    1. Орг. момент. – 0,5мин.

    2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) — 4 мин.

    3. Тема и цель урока — 0.5 мин.

    4. Мотивация — 2 мин.

    5. Изучение нового материала (презентация костюмов) — 8 мин.

    6. Обобщение (фронтальная беседа) — 3 мин.

    7. Закрепление (практическая работа) — 17 мин.

    8. Итог — 3 мин.

    9. Рефлексия — 2 мин.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.

II. Актуализация опорных знаний

— Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать по улицам деревни.

— Поют птицы, журчит речка. Идем от одного дома к другому. Осеннее

солнышко светит ярко.

(Звучит музыка леса, то затихая, то громче).

— Да, ребята. На Руси есть много обрядовых праздников, которые посвящались

сбору урожая. Хороший урожай — добротная жизнь людей будет.

— Давайте устроим праздник в нашей деревне?

— А праздники для того устраивали, чтобы природа была милостива к людям.

— А теперь ребята заглянем в нашу деревню.

— Кого не хватает в нашей деревне?

/людей/

— Действительно, без людей не может быть праздника.

— А какими бы вы хотели видеть жителей этой деревни?

/красивыми, радостными, нарядными, чтобы они пели,

плясали, водили хороводы…/

— Теперь посмотрите, у вас на партах лежат трафареты людей , они одеты в

праздничную одежду?

/нет/

— А вы хотели бы одеть в праздничную одежду?

/да/

— Теперь вы наверное догадались какая тема нашего урока?

/да/

      1. Тема и цель урока.

Тема нашего урока: “Праздничная народная одежда”.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с особенностями русского

праздничного костюма, закрепим навыки создания художественного образа в

декоративной композиции.

      1. Мотивация:

— Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный русский костюм?

(…)

— Современные дизайнеры костюмов находят новые идеи в народных

традициях. Известные модельеры: В. Зайцев, В. Юдашкин, использовали в

своих коллекциях элементы народного костюма, даже в вашей одежде мы

можем найти отголосок прошлого русского костюма.

V. Изучение нового материала

Послушайте несколько строчек о русском костюме:

(читает ученик)

Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Увивалась русою косой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной, бисером вышитый
На голове кокошник, а на ногах сапожки
С нею рядом молодец в расписной рубахе…”

— На прошлом уроке мы познакомились с основными частями русских народных костюмов. А сейчас вашему вниманию мы представляем презентацию праздничных костюмов.

Презентация костюмов

VI. Обобщение

— Значит, что надевали люди на праздник?

/девицы, женщины — рубаху с вышитыми узорами; сарафан расписной; кокошник , украшенный бисером, платок или обвязку/

— Юноши, мужчины

/рубаху вышитую узорами, пояс, фуражка с цветком, на ногах сапоги/

Наряжался, стар и млад
В ярко вышитый наряд…”

— Эти праздничные наряды долгими вечерами готовили женщины и девицы.

Они шили, вышивали, накладывали аппликацию. Вкладывали все свое тепло в

работу. Поэтому так дорога была эта одежда. А хранили эту одежду в

сундуках и надевали только по праздникам.

— А какими узорами вышивали одежду?

/цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками/

— А откуда люди брали эти узоры?

/из природы/

— Да, ребята. Природа многое дает человеку.

— А как называется многоповторяющийся один и тот же узор?

/орнамент/

— Если узоры похожи на растения, то это …

/растительный орнамент/

— Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это…

/геометрический орнамент/

— Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке?

/по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин/

— А какие цвета используют при вышивке?

/Яркие, теплые – красные/

— А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи?

/Да/

— Орнамент наносился не только ради украшения одежды, но и служил, как

оберег от разных напастей (болезней, невзгод). Новорожденную девочку

заворачивали в рубаху матери, а мальчика в отцовскую рубаху. Считалось, что

положительная энергия рубахи оберегает ребёнка от болезней, от сглаза и т.д.

Пояс закрывал человека от разного недоброго…

— Вы хотели бы одеть своих героев в праздничную одежду и поместить их на

наш праздник в деревне?

/Да/

— А что нам в этом поможет? Отгадайте загадку:

Умная Аришка в серой манишке
В радужное море окунется
Где пройдет коснется, там след остается”.
/краски и кисти/.

VII. Закрепление (практическая работа)

— У меня в руках трафареты героев нашего праздника. Выберите себе героя,

которого вы хотели бы нарядить.

— С чего мы начнем работу?

1 .Разведем водой краски.

2.Нанесем орнамент в полосе сарафана, рубахи, на кокошнике, на

платке, на поясе. Кисть для этой работы выбирается тонкая.

3.Выберем фон полосы, где узор.

4.Выберем фон сарафана, рубахи так, чтобы он отличался от

орнамента в полосе.

ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ.

(Звучит музыка с народными напевами).

VIII. Итог

— Готовые работы поместим в нашу деревню. Пускай они водят хороводы, поют

песни.

— Получился праздник на картине?

/Да/

— Давайте полюбуемся. Ребята, вы хорошо потрудились.

— Все получают оценку “5”.

IX. Рефлексия

Мне с вами было очень интересно.

-Понравился вам праздник?

/Да/

От того, как отно­симся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской куль­туре. Многое забыто, утеряно. Давай­те же собирать по крохам то, что уце­лело. Копите добро  в  вашей  душе, копите любовь  к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату; сестре. Если

будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, зем­ля наша богаты трудом да любовью!

На перемене можете поближе рассмотреть все свои творения на доске.

(Звучит музыка).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here