План-конспект
урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Удивительное чудо — Гжель»
Цели:
-
познакомить детей с приёмами кистевой росписи, характерными для гжельского промысла;
-
научить применению на практике основных приёмов росписи, расширить представление учащихся о функциональности и разнообразии предметов Гжели;
-
формировать чувство гордости за страну, в которой существуют такие знаменитые промыслы; чувство гармонии и красоты цвета, чувство радости от результатов творческого труда.
Задачи:
-
рассказать о происхождении промысла, показать традиционные и современные предметы обихода в стиле Гжели;
-
научить основным приёмам кистевой росписи в стиле Гжели: мазок с тенью, сетчатый орнамент, точки, капли;
-
познакомить с историей становления промысла, дать понятие майолики, дать характеристику кистевой росписи.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Программный продукт: презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint, разработанная учителем Дроздовой Л.Н. и творческой группой учащихся.
Оборудование доски: полотенце в стиле Гжели, слова и термины по теме, плакаты с изображением гжельской майолики.
Оборудование на столах: учебники, тетради, заготовки силуэтов посуды из картона, краски, кисти, салфетки бумажные в стиле Гжели.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок с применением информационных технологий.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Объявление темы и постановка целей урока.
-
Изучение новой темы.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих.
2. Подготовка к основному этапу.
-
Постановка цели (Слайд 1)
— Сегодня мы продолжаем знакомство с искусством гжельских мастеров и попытаемся освоить один из сложнейших видов кистевой росписи. На предыдущем уроке вы познакомились с особенностями промысла, узнали, какие предметы быта могут быть выполнены в этом стиле, выполнили силуэты посуды. Я предлагаю вам окунуться в мир прекрасной нежной синевы, попробовать создать свой маленький шедевр, побывать в роли профессионального мастера росписи.
-
Работа по презентации (Слайд 2)
— Почему о гжельском промысле говорят «Синь России»?
— Потому что эта посуда расписана синими красками и является предметом народного промысла России.
— Как называется эта синяя краска?
— Кобальт.
(На доске открывается слово Кобальт)
— Какие предметы называют гжельской керамикой?
— Квасники, кумганы, маслёнки, вазы, чайные пары, блюда, сахарницы, соусники и т.д.
-
Работа по презентации (Слайд 3)
— Символом гжельского промысла являются кумган и квасник. Кумган – это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой, а квасник имеет круглое отверстие в центре тулова. Часто эти сосуды украшены лепными фигурками людей и животных, а ножки сосудов напоминают лапы льва. (По щелчку мыши появляется изображение квасника).
— Какой сосуд перед вами?
— Квасник. (По щелчку мыши появляется слово квасник). Проверьте себя.
— А как правильно произнести это слово с ударением?
— Квасник. (По щелчку мыши появляется ударение в слове квасник, потом появляется изображение сосуда справа).
— А как называется правый сосуд?
— Кумган. (На доске открываются слова Квасник и Кумган).
-
Работа по презентации (Слайд 4)
Вспомните некоторые этапы выполнения керамической посуды.
-
Работа по презентации (Слайд 5)
(На доске открывается надпись «Роспись под глазурь»).
____________________________________________________________________________
Работа по презентации (Слайд 6)
(На доске открывается фраза «Сетчатый орнамент»).
— Покажите, где сетчатый орнамент расположен на маслёнке.
____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 7)
— Покажите, где бордюр расположен на маслёнке.
(На доске открывается слово Бордюр).
_____________________________________________________________________________
Работа по презентации (Слайд 8)
— Какую функцию выполняет скульптура?
— Это украшение и ручка.
_____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 9)
— Рассмотрите внимательно этот характерный мазок. Сочетание этих мазков образует главный мотив росписи – розу.
(На доске открывается слово Агашка).
_____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 10)
_____________________________________________________________________________
Работа по презентации (Слайд 11)
-
Работа по презентации (Слайд 12)
_____________________________________________________________________________
Работа по презентации (Слайд 13)
_____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 14)
— Такая роспись называется надглазурной.
(На доске открывается фраза Надглазурная роспись).
_____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 15)
— Посмотрите и на игрушки, которые я принесла.
(Показ керамических игрушек).
_____________________________________________________________________________
Работа по презентации (Слайд 16)
_____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 17)
(Показ слайда сопровождается демонстрацией бумажной салфетки и полотенца, расписанных в стиле Гжели. Дети могут их подержать в руках и передать друг другу).
_____________________________________________________________________________
Работа по презентации (Слайд 18)
_____________________________________________________________________________
-
Работа по презентации (Слайд 19)
(На доске открывается слово Изразцы).
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
— Откройте учебник и рассмотрите элементы гжельской росписи. (На доске открывается плакат с элементами росписи).
— Какие элементы мы уже встретили в презентации?
— Сетчатый орнамент, мазок «агашку», розу.
— А теперь поучимся выполнять главный элемент росписи – мазок с тенью. Как он называется?
— Агашка.
— Приготовьте лист бумаги и краски. Я тоже на доске буду рисовать. Посмотрите, как я набираю краску синего цвета на одну сторону кисточки, другая сторона остаётся чистой. Ставлю кисточку так, чтобы половина была с краской, половина – без краски. Прикладываю кисточку к бумаге, и, немного провожу с поворотом. Получилась капелька, у которой есть нежный переход от синего к голубому. (Показ на доске).
— А как из таких капель составить розу? Посмотрите на этапы рисования в учебнике и в альбоме на доске. Для этого капли располагаем ритмично вокруг центра цветка. (Показ учителем на доске).
— А как выполнить сеточку? Кончиком кисти наносим параллельные линии в одну сторону, потом в другую. Пересечения линий можно оформить точками. (Показ учителем на доске).
— Особую красоту вносит травяной мотив, который состоит из травинок, усиков, завитков.
— Постарайтесь украсить свои силуэты разными приёмами росписи, но, главное – не забудьте мазок с тенью.
4.Первичная проверка понимания.
— Во время работы попробуйте на практике понять, и ответить на главный вопрос урока «Какую роспись называют кистевой и почему»?
Дети начинают работать самостоятельно, получая консультации учителя и необходимую помощь в работе. Особое внимание учитель уделяет композиции росписи, помогает слабым учащимся расположить элементы росписи равновесно, гармонично.
5. Подведение итогов урока.
-
Работа по презентации (Слайд 20)
— Кто сумеет точный дать ответ, какую роспись называют кистевой?
— Ту, которая выполняется кистью руки.
— Прошу всех по очереди, по рядам, продемонстрировать первые результаты урока. Покажите мне и друг другу, чего вы добились кропотливым трудом.
6. Домашнее задание.
-
Работа по презентации (Слайд 21)
— Запишите домашнее задание в дневники.