Номинация: урок.
Вид работы: разработка урока «Рисование по представлению «Старинный терем» (из геометрических фигур).
Автор:
Горбач Галина Александровна
учитель ИЗО и черчения
МБОУ «Гимназия №5»,
Дом.адрес: г.Майкоп,
ул. Димитрова 2 А, кв.19;
тел. 8-928-468-60-59
Тема урока: Рисование по представлению «Старинный терем». (из геометрических фигур).
Задачи:
-
Образовательные
Изучить архитектурные постройки Руси, сравнивать рисунок с изображаемым объектом, использовать в работах основные правила построения композиции ( закон равновесия, композиционный центр ).
-
Развивающие
Знакомить с историей архитектуры Руси, с именами художников, работавших в этом направлении, развивать творческое и пространственное воображение, зрительную память, неординарность мышления.
-
Воспитательные
Воспитание любви к историческому прошлому нашей Родины, чувства патриотизма, самостоятельности, эстетического вкуса, формировать художественно – творческую активность учащихся.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: Урок творчества.
Место урока в учебном плане: Программа Кузина, 5 класс, 2 четверть.
Методы:
-
Словесные (объяснение, рассказ).
-
Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, методические таблицы, педагогический рисунок, использование компьютерных технологий).
-
Практические (информационно – рецептивный метод (объяснительно – иллюстративный).
Оборудование:
Для учителя: плакаты, рисунки из методического фонда, примеры работ, выполненных чёрной тушью.
Для учащихся:
Бумага (формат – А-4), простой карандаш, гуашь, акварель, кисть, маркер, фломастер, тушь.
ХОД УРОКА
-
Организационная часть.
Отмечаю отсутствующих на уроке, проверяю готовность.
2. Введение в тему урока.
Стихотворение северного поэта Вадима Беднова:
Из века в век, с утра и до утра
Звучала без конца и без начала
Речитативом песня топора
На всей Руси великой – и крепчала…
Склонялся древний лес пред топором,
И подымался чудо – куполами!
И Русь была на тыщи вёрст кругом
По брёвнышку — одними топорами
Построена – и никаких гвоздей!
Топор не знал в работе подмастерьев,
Но каждая деревня – как музей,
А каждая изба глядит, как терем…
Итак, тема урока «Старинный терем».
III. Вступительная беседа и объяснение нового материала.
Изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах – пейзажах. (Предлагаю посмотреть репродукции картин – В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В. Д. Поленова «Московский дворик», даю краткую характеристику).
В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни». 1881
— Красная площадь, её древние памятники вдохновили Сурикова на создание своей первой исторической картины. Архитектурный пейзаж подчёркивает противостояние двух сил: старой Руси (стрельцы) и новой России (Петра Великого). Толпа стрельцов изображена на фоне Покровского собора, а фигура сидящего на лошади Петра возвышается на фоне Кремлёвской стены. Кремль на картине Сурикова – суровая, неприступная твердыня.
Покровский собор был построен в
— Тишина, безмятежность в работе Поленова «Московский дворик». Мы видим заросший травой и залитый солнцем дворик, с его многочисленными разнокалиберными постройками, вдали виднеются купола и колокольни церквей. Это было очень типично для московского городского пейзажа того времени. Сегодня мы говорим об архитектуре, а что это такое? (беседа с учащимися по вопросам) — Это вид или жанр изобразительного искусства? (Вид) — Дайте определение термину «архитектура». (Это система зданий и сооружений, которая формирует среду для жизни и деятельности людей. Зодчество, искусство проектировать и строить). — Назовите элементы архитектуры? ( Фундамент (его видимая часть – цоколь), стены, крыша, окна (круглые, прямоугольные, заострённые, слуховые), двери, ворота, архитектурные детали (труба, колонна, лестница, перила, крыльцо, козырёк над входом)). Сегодня я хочу вас познакомить с Архангельским музеем деревянного зодчества. Архангельский Север справедливо считают «заповедником русского деревянного зодчества». Здесь сохранилось немало шедевров народной архитектуры. Этот край лесной, и потому традиционным строительным материалом здесь всегда было дерево. Начиная от величественных храмов, стройных мельниц, крестьянских жилищ и кончая ложкой, детской игрушкой, — всё делалось из дерева. Для строительства использовались хвойные породы — сосна, ель, лиственница. Изобилие древесины, её прекрасные теплоизоляционные свойства, относительная лёгкость обработки и быстрота укладки брёвен в строительные конструкции позволяли людям в кратчайшие сроки создать удобные жилища. Чтобы сделать избы красивыми, мастера украшали их резными наличниками, «причелинами», «подзорами», «конями», «курицами», «полотенцами». ( зрительный ряд ). (
Для покрытия куполов брали осину, изготавливали « лемех» (тонкие дощечки с резными концами разной формы и величины). Такие купола серебрятся в лучах неяркого северного солнца.
Обрабатывали брёвна не пилой, а топором. Благодаря такой грубой обработке, дерево долго не гнило от влаги, так как поры закрывались и дождевая вода не попадала внутрь. Музей расположен в 25 км. от Архангельска – на правом берегу северной Двины в районе деревень Большие и Малые Корелы. Его площадь – 140 га. – один из крупнейших в России. Его считают «энциклопедией русского деревянного зодчества». Здесь древнейшие «круглые» церкви и колокольни (около 300-400 лет), жилые и хозяйственные постройки, ветряные мельницы – столбовки. Перевезена в музей и водяная мельница. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, детинцы, кремли. Летописи рассказывают, что уже в 9 веке, на заре русской государственности, были построены города – крепости: Новгород, Ростов Великий. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах. ( Сообщения учеников о Московском Кремле при Иване Калите и его внуке Дмитрии Донском) Красив Московский Кремль, его главная Спасская башня. Кремль… Князь Иван Калита опоясал мощными дубовыми стенами крепость на Боровицком холме, воздвиг мощные стрельницы. При его внуке – князе Дмитрии Донском, был построен Кремль белокаменный. Территория Кремля представляла собой замкнутый треугольник из зубчатых стен. В эти годы и была построена над главными въездными воротами самая красивая проездная стрельница Кремля – каменная Спасская башня. Она представляла собой самостоятельную крепость с тройным рядом дубовых , окованных железом ворот. От них через ров с водой спускался на цепях мост. Проездная арка закрывалась решёткой – герсой. Резным камнем декорированы части, венчающие башню. Тут настоящее кружево: арочки и зубцы, резные столбики и колонки, пирамидки и балясины. А рядом – искусно высеченные из камня фигурки птиц, фантастических медведей и львов. Изображения этих зверей ассоциировались некогда с идеей охраны дома, защиты отечества от злых сил. Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Твери, Суздаля, Ростова, Пскова, Владимира – строили главную башню Кремля. Столетиями складывался её нынешний облик. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля – символ возросшего могущества русского государства. Предлагаю детям составить старинный терем из приготовленных геометрических фигур. ( куб, конус пирамида, призма, цилиндр, шар ). (см. приложение), рядом можно расположить церквушку, колокольню, сторожевые башни и т.д. Остальные дети работают в альбомах. Этапы работы: — создать художественный образ, соответствующий замыслу;
— грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;
— наметить основные формы и пропорции старинного терема;
— выполнить карандашом линейный рисунок, используя вспомогательные линии и способы; — изображения симметричных элементов; — продолжить работу чёрной тушью, фломастером, маркером, сочетая для выразительности композиции линию и пятно;
— уточнить детали, завершить работу. Демонстрирую образцы примерных работ, выполненных тушью. (см. приложение). IV . Самостоятельная работа учащихся. Учащимся предлагается почувствовать себя в роли архитектора и выполнить рисунок старинного терема, используя симметрию и асимметрию. Провожу индивидуальную и фронтальные работы. В одних отмечаю достоинства, в других указываю на недостатки. V . Подведение итогов и анализ работ. Экспресс-выставка, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка работы класса, выставление оценок. Уборка рабочих мест. Мы гордимся народными умельцами, которые могли из дерева, без единого гвоздя выполнить такие замечательные сооружения. Сегодня и вы побывали в роли архитекторов, работы получились удачные. (см. приложение). Кто знает, может в будущем ваша мечта постройки дома воплотится в жизнь. И брожу я , путник осторожный , Не в чужой – в старинной стороне , Встану у часовни придорожной : Теремок , открой – ка двери мне ! Русский дух . Лесная благодать ! Бродят сказки по тропинкам тутошним . До минувшего – рукой подать В царстве теремов с богатым будущим … VI . Домашнее задание. Альбом, карандаши (ТМ, 3М).