МБОУ Умётская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П. С. Плешакова

р. п. Умёт Тамбовской области

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

«Сказочная птица. Изображение и фантазия»

Подготовила учитель

изобразительного искусства

и МХК

Соснова Ирина Анатольевна

2012 год

р. п. Умёт

Тема: «Сказочная птица».

Изображение и фантазия

Тип урока: комбинированный.

Вид занятий: декоративное рисование.

Цели и задачи:

  1. знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

  2. повторение изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных и сближенных цветах;

  3. закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;

  4. развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока:

для учителя – учебные таблицы и пособия, фотографии и иллюстрации из книг; набор для творческого задания – «Радуга»; шаблоны – образ птицы.

для учащихся альбом, гуашь, крупные и мелкие кисти, палитры, баночки для воды,

Зрительный ряд: изображения реальных и фантастических птиц, методическая таблица «Цветовой круг», сказка Ершова «Конек-горбунок».

Литературный ряд: стихотворения, фольклор.

Ход урока

Организация класса.

Приветствие:

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяю готовность ребят к уроку, у всех ли есть необходимые принадлежности: кисти, гуашь, вода.

Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

Учитель: Молодцы! Все готовы к уроку.

Сегодня мы обратимся к образу фантастической птицы.

Вопрос: Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Ответ: «Финист – ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – птица в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок», и др.

Учитель: У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических.

Художник может изобразить красивую, и мудрую Жар-птицу с золотыми, сияющими, солнечными крыльями, умеющую говорить и петь.

Сейчас вы в этом убедитесь, посмотрев отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок». Обратите внимание на форму и цвет сказочной жар-птицы.

Смотрим отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок».

Вопрос: Какую реальную птицу напоминает сказочная жар-птица?

Ответ: Павлина.

Вопрос: Какие цвета использовал художник для передачи сказочного образа птицы?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Смотрим изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц.

— Давайте обратимся к предметам народного искусства, украшенных изображением фантастических птиц. Вот перед вами на полотенце изображена птица с пушистым хвостом. В народе ее называли «пава». Птица, по представлениям наших предков,

неотделима от образа весны, именно она приносила на крыльях весну — красну, возвращаясь из далеких теплых стран.

В давние времена даже существовал такой обряд: всей деревней напекали «жаворонков», выходили за околицу, поднимали их высоко и заклинали весну, пытаясь ускорить ее приход.

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую,

Лето красное.

Синички – сестрички,

Чечетки – тетки,

Кулички – мужички,

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шелковой травой,

Жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Вопрос: Ребята, как вы думаете, откуда берет художник форму и цвет для сказочных птиц?

Ответ: Из жизни, окружающей природы.

Учитель: Именно природа, реальность – первооснова творчества художника. Природа, реальный мир – это бесценная кладовая, из которой художник черпает форму и цвет. На основе увиденного в природе художники творчески перерабатывают реальные формы в декоративные.

Птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художник будет учитывать гармоничные сочетания цветов в росписи.

Упражнение на повторение семи цветов радуги.

Сказка.

В одной прекрасной стране жили добрые, прекрасные люди. Они радовались, как дети, красоте окружающей природы, особенно они, любили радугу, которая появлялась на небе после дождя. Каждый цвет в радуге строго знал свое место и никогда не занимал чужого.

Но вот появился в этой стране злой волшебник и перепутал все цвета в радуге. Цвета стали ссориться между собой. Радуга перестала появляться на небе.

Люди уже не могли радоваться и улыбаться. Страх и печаль легли на их лица.

Чтобы помочь людям, мы должны правильно расположить цвета в радуге.

Творческое задание.

Дети располагают цвета радуги в правильной последовательности.

Учитель: Молодцы, правильно выполнили задание. Теперь радуга вернется на небо, а к людям вернется радость и счастье.

Повторение «теплых» и «холодных» цветов.

Учитель: Обратимся к цветовому кругу.

Назовите теплые цвета?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Назовите холодные цвета?

Ответ: Голубой, синий, фиолетовый.

Объяснение практической работы.

Учитель: Ребята, сегодня для выполнения практической работы нам потребуются контрастные и сближенные цвета.

Какие цвета являются контрастными?

Ответ: Противоположные, которые подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый

Синий – оранжевый

Желтый — фиолетовый

Какие цвета являются сближенными?

Ответ: Цвета, которые располагаются рядом в цветовом круге.

Красный – оранжевый

Оранжевый – желтый

Голубой – синий

Синий – фиолетовый

Раздаю шаблоны птиц заданной цветовой гаммы.

Учитель: Ребята, вам необходимо сказочную птицу, заданной цветовой гаммы, поместить на фон контрастный цвету птицы.

Последовательность работы:

  1. Определить цвет фона контрастный заданной гамме птицы и покрыть весь альбомный лист этим цветом.

  2. Украсить птицу росписью сближенным цветом с цветом птицы.

  3. Поместить птицу на контрастный фон.

Самостоятельная работа

Слежу за выполнением задания. Провожу индивидуальную и фронтальную работу.

Физкультминутка

Я вышел в сад, осенний сад.

На ветках яблоки висят,

Качает ветер ветки.

Я в руки яблоки беру –

Веселые, как лето…

Закаты на одном боку,

А на другом рассветы.

Продолжаем работу. Расписываем птицу.

Анализ работ. Экспресс – выставка.

Учитель:

Есть радостная,

легкая усталость,

Когда дыхания не переводя

Закончишь

Трудную работу…

— Ребята, вы действовали сейчас как добрые волшебники, как прекрасные художники.

Поэтому у нас получилось такое яркое, фантастическое панно.

Отмечаю: правильно подобранные контрастные и сближенные цвета, аккуратность выполненной работы, интересные элементы росписи сказочной птицы.

Итог урока.

Ставлю оценки. Наводим порядок на рабочих столах.

Домашнее задание:

Вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, русалка, кентавр).

Список используемых источников

  1. М. А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004

  2. Н. А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991

3. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. — Волгоград: Учитель, 2006

4. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991

5. Р. М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992

6. Т. Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000

7. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.Н.Неменского / Сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 62 с.

8. Рисунки сканированы с учебника

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here