Проект урока изобразительного искусства
Педагог Игнатенко Елена Ивановна
Город, район Бийский район
ОУ МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Предмет Изобразительное искусство
Класс 6
Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», распечатанные выдержки из энциклопедий, компьютер, проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.
Характеристика видов деятельности учащихся:
Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.
Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.
Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.
Результаты освоения:
Личностные:
— воспитание любви к природе родного края;
— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Предметные:
— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
— осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Практические умения:
— приобрели умения работать в технике живописи
Образовательные умения:
— научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.
Информационные умения:
— работать с информацией;
— делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.
Коммуникативные умения:
— уметь работать в группе;
-терпимо относиться к мнению партнера;
— умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Наблюдают за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности. Фотографируют природу в разное время суток. | Рекомендует детям обратить внимание на цветовые изменения в природе в разное время суток, предлагает сфотографировать понравившиеся моменты. | На перемене дети скидывают свои фотографии на компьютер учителю. | |
I.Организационный момент, эмоциональный настрой. Цель: введение учащихся в художественно-образный настрой. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание
| |
После приветствия садятся. Воспринимают музыку.
— Это внутреннее душевное состояние человека.
— Передают настроение природы — Нет
| Метод эмоционального погружения. Приветствует детей, включает запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года» Ведение в проблему. -Ребята, я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета. — А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? — Что такое настроение? — Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». — Почему так говорят? -А разве природа одушевленное существо? | Визуальный осмотр, диалог учитель-ученик.
| |
II.Изучение нового учебного материала.
Цель: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы. Задачи: формирование эмоционально-оценочного отношения к творчеству художников; развивать чуткость зрения к цвету, наблюдательность, образное мышление; познакомить с творчеством художников импрессионистов. | |||
Деятельность учителя | Деятельность учителя | Примечание | |
— Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)
— Осень
Эмоциональный оклик детей, заинтересованность детей, сосредоточенность в подборе точных эпитетов. -Да -Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.
Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.
Дети рассматривают в учебнике работы французских живописцев. Созерцая, дают эмоциональную оценку увиденного.
Дети делятся своими впечатлениями с соседом по парте.
Дети включаются в беседу, делают комментарии по ходу рассказа.
Дети созерцают увиденные фотографии, дают эмоциональную характеристику состояния природы.
Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.
|
— Тогда почему так говорят? Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев Та кроткая улыбка увяданья, Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте. -Всю неделю вы наблюдали за природой. Всегда ли один и тот же пейзаж вызывал у вас одинаковое настроение? Постановка проблемы. -Вам бы хотелось оставить это состояние надолго? -Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.
Работа с источниками. -Ребята, предлагаю вам обратиться к выдержке из источника, которые лежат у вас на партах. -Прочтите, как трактует Большой Энциклопедический словарь понятие живопись? -Найдите, какие средства художественной выразительности применяются в живописи? -Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике, на стр.152. -Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение. — А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения) — Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером. -Какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства? -Какие чувства переданы в работе Клода Моне Впечатление? -Поделитесь своими впечатлениями с соседом по парте, расскажите друг другу, что на вас произвело впечатление? -Какая работа больше всего понравилась? — Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. -Русские живописцы, тоже мастерски умели передавать настроение в своих произведениях. Знаменитая картина «Грачи прилетели» писалась Саврасовым с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа. Опять весна умоет небо. Своею талою водой. И зимней стужей быль и небыль Уйдет к сугробам на постой. Т. Курбатова -День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые. Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков. -Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение. -Передачу настроения мы можем проследить даже по вашим фотографиям, которые вы сами выполнили. -Обратите внимание на экран, какое настроение или чувство вызывает у вас состояние природы, зафиксированное Сашей? -А, что же хотела Оля показать нам зрителям в своих фотоработах? -Обратите внимание, работы Романа отличаются от остальных. Чем они интересны? Какое настроение хотел Роман передать через свои фотоработы? Работа с источником. -Каждый художник и фотограф находит свои ноты, нюансы, оттенки с помощью гармоничного сочетания цвета и света. -Давайте обратимся к источнику. -Прочтите, что такое колорит? -Найдите, каким бывает колорит по характеру цветовых сочетаний?
|
Приложение №1
Работа с учебником. (стр.152-156)
Работа в малых группах
Беседа по картине. На экране произведение А.Саврасова «Грачи прилетели»
На экране показ фотографий, которые дети выполнили накануне(разные состояния природы)
Приложение №2
| |
III. Практическая работа. Цель: создание пейзажа настроения в технике живописи Задачи: овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит; совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель); | |||
Деятельность ученика
| Деятельность учителя | Примечание | |
—Нам необходимо в работе передать свое любимое состояние природного мотива. -Свой эмоциональный настрой, отклик.
Эмоциональный отклик, желание исполнить свое настроение через пейзаж. | —Ребята, выберите для себя практическое задание из предложенных в учебнике на стр.155. -Сформулируйте задание которое необходимо выполнить. -Обратите внимание на следующие моменты в работе. -Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. -Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. —Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа. -Приступаем к работе. | Работа с учебником стр. 155
Приложение №3 | |
IV.Рефлексивный анализ. Цель: оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
| |||
Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Примечание | |
Дети по желанию выходят к доске с выполненной работой, дают эмоциональную оценку.
Осознание учащимися значимости колорита для постижения окружающей красоты | —Кто бы хотел поделиться своим настроением переданным через пейзаж? — Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу. — Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста? — Что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах? “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. К.Г.Паустовский.
| Анализ работ.
На экране строки К.Г.Паустовского. Музыка П.И.Чайковского «Времена года» |
Приложение №1
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (БЭС)
ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.
Приложение№2
БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Колорит (итальянское colorito, от латинского color — цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символическим значением цвета (например, в средневековом искусстве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона,валёра и рефлекса. К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.
Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.
В. С. Турчин.
Приложение №3
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
—Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.
-Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.
—Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.