«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2011 г.

«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г.

«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2011 г.

Рабочая программа педагога

I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по изобразительному искусству

2 «Б» класс

рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2011 г.

2011 – 2012 уч. год

Изобразительное искусство 2 класс

(1 ч в неделю — 34 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно — прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

В основу программы положены:

—  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно — эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно — творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетического и нравственно — оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  

В данный УМК входят:

Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Тетрадь: «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.

Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.

Содержание программы

2 класс (34 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представ­лению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете на­бросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с пере­дачей общего цвета натуры. Развитие умения вы­ражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюде­ний и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположе­ние, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, переда­вать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабуд­ка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопуш­ки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных уп­ражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования те­матической композиции. Общее понятие об ил­люстрациях. Иллюстрирование сказок. Правиль­ное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объек­тами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально — эстетическое отношение к изо­бражаемым явлениям, событиям, поступкам пер­сонажей в детских рисунках. Развитие зритель­ных представлений, образного мышления, вооб­ражения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Празд­ничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихо­творений «Вот север, тучи нагоняя…» А. Пушки­на, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есени­на, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благи­ниной; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно — прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов — Майдан и Городец) и по фарфо­ру (Гжель), русской народной вышивкой. Озна­комление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно — сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямо­угольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, лис­тьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, иг­рушечные животные), по памяти и по представ­лению. Лепка простейших тематических компо­зиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комби­незоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и раститель­ных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вы­резание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основ­ных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  • прекрасное вокруг нас (натюрморты худож­ника И. Машкова и других художников);

  • родная природа в творчестве русских худож­ников (жизнь природы в творчестве художника — пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в жи­вописи);

  • городские и сельские пейзажи;

  • художественно — выразительные средства жи­вописи и графики — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

  • композиция в изобразительном искусстве;

  • художники — сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

  • художники — анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Се­рова и других художников);

  • выдающиеся русские художники второй по­ловины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шиш­кин, И. Левитан;

  • главные художественные музеи России;

  • русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

  • о рисунке, живописи, картине, иллюстра­ции, узоре, палитре;

  • о художественной росписи по дереву (Полхов — Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о гли­няной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

  • о цветах спектра в пределах наборов аква­рельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основ­ных цветах (красный, желтый, синий);

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения со­ставных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый — от желтой и синей, фиолетовый — от красной и синей).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о карти­нах и предметах декоративно — прикладного искус­ства (что больше всего понравилось, почему, ка­кие чувства, переживания может передать худож­ник);

  • верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее стро­ение и цвет предметов;

  • правильно разводить и смешивать акварель­ные и гуашевые краски, ровно закрывая ими по­верхность (в пределах намеченного контура), ме­нять направление мазков согласно форме;

  • определять величину и расположение изо­бражения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунках на темы и иллюстра­циях смысловую связь элементов композиции, от­ражать в иллюстрациях основное содержание ли­тературного произведения;

  • передавать в тематических рисунках прост­ранственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, даль­них — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных пред­метов;

  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно — обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

  • лепить простейшие объекты действительнос­ти (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигур­ки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

  • составлять простые аппликационные компо­зиции из разных материалов.

Тематический план учебного курса Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

9

1

Мы рисуем осень

9 ч.

2 четверть

7

2

Мы рисуем сказку

7 ч.

3 четверть

10

3

Мои друзья

10 ч.

4 четверть

8

4

С чего начинается Родина

8 ч.

Итого

34

Всего

34

Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения: рисование с натуры – РН; рисование на тему – РТ; декоративная работа – ДР; лепка – Л; Аппликация – АП.

п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

планируемая

фактическая

1 четверть (9 ч)

Мы рисуем осень (9 ч)

1

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников)

2

РН. Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев.

Спектр, натура.

3

Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

4

РН. Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

Живопись.

5

РН. Тёплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины.

Тёплые — холодные цвета.

6

ДР. Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм.

Орнамент, ритм.

7

РН. Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».

Пейзаж, композиция.

8

ДР. Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

Акварель, контраст.

9

ДР. История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы

Основные краски. Полхов — Майдан.

2 четверть (7 ч)

Мы рисуем сказку (7 ч)

10

Беседа «Художники -анималисты».

Элементарные основы изобразительного языка художников — анималистов

11

АП. Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка.

Пропорции, силуэт.

12

РТ. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

Иллюстрация

13

ДР. Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки.

Хохлома.

14

РН. Понятие о графике. Сказка в лесу.

Графика.

15

ДР. Русское народное творчество. Городецкая роспись.

Городецкая роспись. Цветовая гамма.

16

АП. Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка.

Композиция, геометрические фигуры.

3 четверть (10 ч)

Мои друзья (10 ч)

17

Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов.

Художники — портретисты

18

РН. Зимние забавы.

Жанровая живопись.

19

Л. Лепка животных. Друг детства.

Жанр анималистики. Анатомия, пропорции.

20

РТ. Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

Цвет, мазок, линия, пятно.

21

РН. Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа.

Портрет

22

Л. Лепка фигуры человека в движении.

Пропорции тела человека.

23

РТ. Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.

Батальный жанр. Одежда солдат разных времён и народов.

24

ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

Гжель.

25

АП. Открытка к празднику.

26

РТ. Тематическая композиция. Весна наступает.

Основной цвет изображаемых объектов.

4 четверть (8 ч)

С чего начинается Родина (8 ч)

27

Беседа «Выдающиеся русские художники второй по­ловины XIX в.

Традиции реализма

28

РТ. Изображение природы в различных состояниях.

Теплые и холодные тона

29

РТ. Полёт на другую планету.

Спектр в пределах наборов аква­рельных красок

30

РТ. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».

Прост­ранственные отношения

31

РН. Цветы нашей Родины.

Прост­ранственные отношения

32

РТ. Мы рисуем праздник. Праздничный салют.

Спектр в пределах наборов аква­рельных красок

33

ДР. Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето!

Палитра художника. Смешивание красок. Фриз

34

ДР. Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here