«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2011 г.
| «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г.
| «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2011 г.
|
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по изобразительному искусству
2 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2011 г.
2011 – 2012 уч. год
Изобразительное искусство 2 класс
(1 ч в неделю — 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
-
развитие способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно — прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно — эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно — творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетического и нравственно — оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
В данный УМК входят:
Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Тетрадь: «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально — эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя…» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа (8 ч)
Знакомство с видами народного декоративно — прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов — Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно — сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка (3 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация (3 ч)
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
-
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
-
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника — пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
-
городские и сельские пейзажи;
-
художественно — выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
-
композиция в изобразительном искусстве;
-
художники — сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
-
художники — анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
-
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
-
главные художественные музеи России;
-
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
-
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
-
о художественной росписи по дереву (Полхов — Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
-
о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
-
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый — от желтой и синей, фиолетовый — от красной и синей).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно — прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-
верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
-
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
-
передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
-
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно — обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
-
лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
-
составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
-
Период обучения
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1 четверть
9
1
Мы рисуем осень
9 ч.
2 четверть
7
2
Мы рисуем сказку
7 ч.
3 четверть
10
3
Мои друзья
10 ч.
4 четверть
8
4
С чего начинается Родина
8 ч.
Итого
34
Всего
34
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: рисование с натуры – РН; рисование на тему – РТ; декоративная работа – ДР; лепка – Л; Аппликация – АП.
Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | ||
планируемая | фактическая | |||
1 четверть (9 ч) | ||||
Мы рисуем осень (9 ч) | ||||
1 |
|
| Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников) |
2 |
|
| РН. Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев. | Спектр, натура. |
3 |
|
| Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. |
4 |
|
| РН. Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша). | Живопись. |
5 |
|
| РН. Тёплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины. | Тёплые — холодные цвета. |
6 |
|
| ДР. Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм. | Орнамент, ритм. |
7 |
|
| РН. Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне». | Пейзаж, композиция. |
8 |
|
| ДР. Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды» | Акварель, контраст. |
9 |
|
| ДР. История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы | Основные краски. Полхов — Майдан. |
2 четверть (7 ч) | ||||
Мы рисуем сказку (7 ч) | ||||
10 |
|
| Беседа «Художники -анималисты». | Элементарные основы изобразительного языка художников — анималистов |
11 |
|
| АП. Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка. | Пропорции, силуэт. |
12 |
|
| РТ. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» | Иллюстрация
|
13 |
|
| ДР. Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки. | Хохлома. |
14 |
|
| РН. Понятие о графике. Сказка в лесу. | Графика. |
15 |
|
| ДР. Русское народное творчество. Городецкая роспись. | Городецкая роспись. Цветовая гамма. |
16 |
|
| АП. Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка. | Композиция, геометрические фигуры. |
3 четверть (10 ч) | ||||
Мои друзья (10 ч) | ||||
17 |
|
| Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов. | Художники — портретисты |
18 |
|
| РН. Зимние забавы. | Жанровая живопись. |
19 |
|
| Л. Лепка животных. Друг детства. | Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. |
20 |
|
| РТ. Создание образа природы: небо с облаками, снегопада. | Цвет, мазок, линия, пятно. |
21 |
|
| РН. Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа. | Портрет |
22 |
|
| Л. Лепка фигуры человека в движении. | Пропорции тела человека. |
23 |
|
| РТ. Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов. | Батальный жанр. Одежда солдат разных времён и народов. |
24 |
|
| ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | Гжель. |
25 |
|
| АП. Открытка к празднику. |
|
26 |
|
| РТ. Тематическая композиция. Весна наступает. | Основной цвет изображаемых объектов. |
4 четверть (8 ч) | ||||
С чего начинается Родина (8 ч) | ||||
27 |
|
| Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. | Традиции реализма |
28 |
|
| РТ. Изображение природы в различных состояниях. | Теплые и холодные тона |
29 |
|
| РТ. Полёт на другую планету. | Спектр в пределах наборов акварельных красок |
30 |
|
| РТ. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза». | Пространственные отношения |
31 |
|
| РН. Цветы нашей Родины. | Пространственные отношения |
32 |
|
| РТ. Мы рисуем праздник. Праздничный салют. | Спектр в пределах наборов акварельных красок |
33 |
|
| ДР. Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето! | Палитра художника. Смешивание красок. Фриз |
34 |
|
| ДР. Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ. |
|