I. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы под редакцией Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, — М, АСТ Астрель 2011 г) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, по изобразительному искусству.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).

Тип программы: базовая по изобразительному искусству.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов «Изобразительное искусство», 2 класс, М.:Астрель, 2013), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015учебный год.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная .

Цели и задачи учебного предмета изобразительное искусство

Цель: приобщение школьников к миру изобразительного ис­кусства, развитие их творчества и духовной культуры; освоение первичных знаний о мире пластических ис­кусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архи­тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культу­ры восприятия произведений профессионального и народ­ного изобразительного искусства; нравственных и эстети­ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро­дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

Познавательные

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;

  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования;

чувству стиля);

  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создании художественного образа;

  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

Развивающие:

  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Воспитательные:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

  • сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

В результате изучения курса изобразительного искусства во 2 классе обучающиеся должны приобрести планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

познавательной мотивации к изобразительному искус­ству;

осознания своей принадлежности народу, чувства ува­жения к народным художественным традициям России;

внимательного отношения к красоте окружающего ми­ра, к произведениям искусства;

эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

называть расположение цветов радуги;

различать, называть цветовой круг (12 цветов), основ­ные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

составлять дополнительные цвета из основных цветов;

работать с цветом, линией, пятном, формой при созда­нии графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, гра­фитный карандаш);

элементарно передавать глубину пространства на плос­кости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

определять (узнавать) произведения традиционных на­родных художественных промыслов (Дымка, Филимо-ново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные Учащиеся научатся:

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

выполнять работу по заданной инструкции;

использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, ис­пользуя способ сличения своей работы с заданной в учеб­нике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные сред­ства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные Учащиеся научатся:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

находить нужную информацию в словарях учебника;

вести поиск при составлении коллекций картинок, от­крыток;

различать цвета и их оттенки,

соотносить объекты дизайна с определённой геометри­ческой формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные мате­риалы учебника;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

характеризовать персонажей произведения искусства;

группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к изоб­ражаемому;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

  1. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – сост. Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов, — М.:Астрель, 2013

II. Содержание учебного материала

Раздел программы

Содержание ФГОС НОО

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства

Ориентироваться в учебнике. Участво­вать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искус­ство может отражать многообразие окру­жающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека.

Выявить главную информацию из текста.

Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Со­относить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы ра­боты акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оцени­вать результаты своей работы. Рассмотреть акварельную живопись, вы­делить сюжет, проанализировать приё­мы, с помощью которых изображены от­дельные детали. Установить последовательность нанесения слоев кра­ски и изучить мазки.

Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстра­ций.

Выражать эмоционально-ценностное от­ношение к произведениям искусства. Выбрать сюжет, выполнять иллюстра­цию, ориентируясь на определённый поря­док работы.

Проверить полученные знания в играх по цветоведению.

Выразить в твор­ческой деятельности своё отношение к изо­бражаемому через создание художествен­ного образа.

Выразить в твор­ческой деятельности своё отношение к изо­бражаемому через создание художествен­ного образа.

Взаимооценка работ с позиции, что уда­лось в работе (применить приёмы, подоб­рать цветовую гамму, выразить настроение).

Участвовать в беседе о графике. Высказывать мнение о том, как изобрази­тельное искусство может отражать много­образие окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живо­писи. Нарисовать ветвистое дерево графи­ческими материалами. Выполнить упражне­ния по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых пред­метов. Учитывать направление различ­ных участков контура, их характер и раз­меры.

Находить причину ошибок и исправлять их.

Анализировать выполненные рисунки.

14

Декоративное искусство

Ориентироваться в учебнике. Участво­вать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры.

Исследовать, как один и тот же образ из­меняется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.

Выявить закономерности построения ор­намента. Выражать эмоционально-ценностное от­ношение к выполненным работам. Вы­явить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Дать эстетическую оценку выполненным работам. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате. Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Выполнить задания по заданной последо­вательности работы.

8 часов

Народное искусство

Ориентироваться в учебнике. Познако­миться с миром народного искусства как частью национальной культуры: карго-польской глиняной игрушкой, расписны­ми пермогорскими, борецкими и мезенски­ми прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изде­лий.

Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игру­шек. Участвовать в беседе о народном искусст­ве как части национальной культуры.

Вести поисковую работу и создать сов­местно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Вести поисковую работу и создать сов­местно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

7 часов

Мир дизайна и архитектуры

Ориентироваться в учебнике. Знакомить­ся с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры.

Выполнить работу по об­разцу или придумать свои варианты. Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры.

5 часов

№ п/п

Содержание раздела

(темы)

Кол-во часов

В том числе на:

Выполнение практической части программы:

уроки

Практические работы

Проверочные работы

1

Виды изобразительного искусства

14

14

12

1

2

Декоративное искусство

8

8

6

1

3

Народное искусство

7

7

6

1

4

Мир дизайна и архитектуры

5

5

4

2

итог

34

34

28

5

Учебно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Содержание урока (для ин.яз.),

наименование контрольных, практических, лабораторных работ, сочинений и т.п. по данной теме1

Примечание (дом.задание,)

I ПОЛУГОДИЕ

Виды изобразительного искусства (14 ч)

1

Живопись. Основы цветоведения. В мас­терской художника-живописца. Сочетаем цвета.

С. 3-15

Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особеннос­тей материалов и инструментов для живописи. Ключевые сло­ва: картина, холст, пятно. По­вторение основ цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, ос­новные цвета, дополнителные цвета, контраст, нюанс, коло­рит, тёплый цвет, холодный цвет.

Развитие зрительного восприя­тия различных цветовых оттен­ков, умения соотносить вкус и цвет. Обучение умению рабо­тать с акварельными красками.

2

Что может кисть. Гу­ашь. Иллюстрирова­ние сказки «Гуси-ле­беди». Школа графики и живописи.

С.16-21

Продолжение знакомства с жи­вописью как видом изобрази­тельного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству веду­щих художников книги. Разви­тие творческого воображения и эмоциональности учащихся.

3

Гуашь. Иллюстриро­вание сказки «Гуси-лебеди».

(продолжение работы) Школа графики и жи­вописи.

С.18-21

Продолжение знакомства с гра­фикой как видом изобразитель­ного искусства. Обучение спо­собам элементарного изображе­ния в рисунке пространства. Формирование умения выби­рать горизонтальное

или вертикальное расположе­ние иллюстрации, размер изо­бражения на листе в зависимос­ти от замысла.

4

Акварель. Тёплый цвет.

Школа живописи. «Небо на закате»

С. 22-27, 31

Развитие цветовосприятия. Со­вершенствование приёмов ра­боты акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать не­бо в различное время суток и создание художественного образа.

5

Акварель. Холодный цвет.

Школа графики и жи­вописи.

«Зимнееокно». «Обла­ка». Гуашь».

С.28-30,32-33

Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. Обучение умению рисовать об­лака и морозные узоры, выби­рать наиболее подходящий приём для их передачи.

6

Школа живописи. «Краски и настро­ение». С.34-35

Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с по­мощью цвета.

7

Графика. В мастер­ской художника-гра­фика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». С.36-41,48-49

Ознакомление с графикой как видом изобразительного искус­ства. Обучение умению анали­зировать средства художест­венной выразительности (линия, штрих, тон) в произве­дениях графики.

Изучение особенностей мате­риалов и инструментов для гра­фики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению рабо­тать графитным карандашом, использовать приёмы: штри­ховка, тонировка, растяжка и растушёвка.

8

Выразительные сред­ства графики. Что мо­жет карандаш. Шко­ла графики «Нарядные ёлочки». С.42-45,52

Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомле­ния с графическими приёмами рисования. Развитие художест­венного вкуса, интеллектуаль­ной и эмоциональной сферы, творческих способностей,

эстетической оценки окружаю­щего мира.

9

Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». С.46-47,53

Продолжение ознакомления с графикой как видом изобрази­тельного искусства. Совершен­ствование умения анализиро­вать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приё­мов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кув­шин и яблоко.

10

Школа живописи и графики. «Осенний листок». С.50-51

Развитие эмоционально-ценно­стного отношения к миру, яв­лениям жизни и искусства. Продолжение изучения особен­ностей и приёмов работы аква­релью, гуашью, тушью и пе­ром. Обучение умению рисовать осенние листья.

11

Скульптура. В мастер­ской художника-скульптора. Школа лепки. С.54-57

Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства худо­жественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей мате­риалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф.

12

Лепка декоративной чаши. Школа декора. С.60-61

Обучение умению анализи­ровать средства художествен­ной выразительности в произ­ведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами ча­шу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.

13

Лепка рельефа «Птич­ки.» Лепка декоратив­ной скульптуры «Котик» или «Медве­жонок». С. 62-63

Обучение умению лепить рель­еф. Совершенствование приё­мов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-цен­ностного отношения к явлени­ям жизни и искусства. Проверка знаний о классиче­ском и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

14

Проверочный урок. Твои творческие до­стижения. С.64-65 Лепка декоративной чаши. С. 58-61

Проверка знаний о классиче­ском и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

15

Декоративное искус­ство вокруг нас. С.70-71

Формирование устойчивого ин­тереса к декоративному искус­ству.

Формирование представлений о роли декоративного искусст­ва в жизни человека. Развитие эмоционально-ценностного от­ношения к миру, явлениям жизни и искусства.

16

Декоративное рисова­ние. «Грибы и ёлочки» С. 72-73

Обучение приёмам декоратив­ного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоци­ональной сферы, творческого потенциала, способности эсте­тически оценивать окружаю­щий мир.

17

Азбука декора. Конт­растные цвета в деко­ре. Линейный орна­мент. С.74-77

Изучение возможностей приме­нения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономер­ностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценно­стного отношения к миру.

18

Школа декора. Моно­типия «Бабочка». «Волшебные ла­дошки». С.78-79

Ознакомление с видами декора­тивных эффектов. Продолже­ние изучения применения цве­товых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художе­ственного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоци­ональной сферы, творческого воображения, способности да­вать эстетическую оценку.

19

Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. С. 80-83

Обучение умению создавать де­коративные композиции. Развитие художественного вку­са учащегося, его эмоциональ­ной сферы, творческого потен­циала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие цветовосп­риятия. Формирование умения использовать цветовые конт­расты и нюансы, тёплые и хо­лодные цвета в декоративной композиции. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе.

20

Декоративные эффек­ты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. С.84-85

Обучение умению создавать де­коративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения исполь­зовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной компози­ции. Развитие творческих спо­собностей.

21

Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». С. 86-89

Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей.

22

Проверочный урок. Твои творческие до­стижения. С.90-91

Самостоятельная работа: выполнить де­коративное панно «Времена года».

Народное искусство (7 ч)

23

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись.

Школа народного ис­кусства. С.94-97

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспита­ние любви к русскому народно­му искусству.

24

Пермогорские узоры. Прялки. Школа на­родного искусства. С.98-101

Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прял­ками. Обучение умению выпол­нять роспись прялок. Совер­шенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным худо­жественным промыслам.

25

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного ис­кусства. С.102-103

Продолжение знакомства с ме­зенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народ­ным художественным промыс­лам.

26

Каргопольская иг­рушка.

Полкан. Школа народ­ного искусства. С.104-107

Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узо­ры. Обучение умению лепить и расписывать каргопольские иг­рушки.

Воспитание любви к традици­онным народным художествен­ным промыслам.

27

Печенье тетёрки. Школа народного ис­кусства. С.108-109

Знакомство с обрядовым пе­ченьем тетёрки. Обучение уме­нию лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспи­тание любви к традиционным народным художественным промыслам.

28

Архангельская птица Счастья. Школа на­родного искусства. С.110-111

Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению из­готавливать птицу счастья. Со­вершенствование навыков кон­струирования из бумаги. Воспитание любви к традици­онным народным художествен­ным промыслам.

29

Проверочный урок. Твои творческие до­стижения С.112-113

Проверка развития художест­венного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоци­ональной сферы, творческого потенциала, способности оцени­вать окружающий мир по зако­нам красоты.

Проверка владения практиче­скими умениями и навыками художественно-творческой де­ятельности.

Мир дизайна и архитектуры (5 ч)

30

Дизайн. Архитекту­ра. Призмы. Коробоч­ки-сувениры. Подставка для каран­дашей. Школа ди­зайна. С. 118—123

Развитие зрительного восприя­тия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствова­ние навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активнос­ти, умения планировать рабо­ту, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

31

Пирамиды. Школа ди­зайна.

Конструирование упа­ковки. Игрушки-пи­рамидки. С. 124—127

Развитие зрительного восприя­тия и ощущения пирамидаль­ной формы. Обучение умению различать пирамиды в объек­тах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструиро­вать игрушки на основе пира­миды. Развитие фантазии и творческого воображения.

32

Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». С. 128—131

Развитие зрительного восприя­тия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитек­туры.

Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие твор­ческого воображения.

33

Цилиндры. Школа ди­зайна.

«Весёлые зверята». «Гусеничка». С.132-135

Развитие зрительного восприя­тия и ощущения цилиндриче­ской формы. Обучение умению различать цилиндрические формы и их половинки в объек­тах дизайна и архитектуры. Обучение умению выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы. Совершенствование на­выков конструирования из бу­маги и картона. Развитие фантазии и творче­ского воображения.

34

Проверочный урок. Твои творческие до­стижения. Подвеска «ангел». С.136-137

Проверка умения конструиро­вать на основе геометрических форм. Проверка развития фан­тазии и творческого воображе­ния, художественного вкуса,

35

Резервный урок. В мире дизайна и ар­хитектуры. Школа ар­хитектуры. Башня.

Развитие представлений о ди­зайне и архитектуре как видах искусства.

Продолжение изучения основ формообразования. Обучение конструированию башни по свободному замыслу. Развитие творческих способ­ностей, умения планировать работу и работать в коллек­тиве.

ИТОГО:___ часа

1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here