I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы под редакцией Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, — М, АСТ Астрель 2011 г) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, по изобразительному искусству.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).
Тип программы: базовая по изобразительному искусству.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов «Изобразительное искусство», 2 класс, М.:Астрель, 2013), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная .
Цели и задачи учебного предмета изобразительное искусство
Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
— Познавательные
-
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
-
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
-
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
-
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
-
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования;
чувству стиля);
-
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
-
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создании художественного образа;
-
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— Развивающие:
-
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
-
развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
-
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
— Воспитательные:
-
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
-
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
-
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса изобразительного искусства во 2 классе обучающиеся должны приобрести планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательной мотивации к изобразительному искусству;
• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
• эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• называть расположение цветов радуги;
• различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
• составлять дополнительные цвета из основных цветов;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
• использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
• элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться:
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимо-ново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы красками;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий,
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словарях учебника;
• вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
• различать цвета и их оттенки,
• соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
-
Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – сост. Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов, — М.:Астрель, 2013
II. Содержание учебного материала
Содержание ФГОС НОО | Кол-во часов | |
Виды изобразительного искусства | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека. Выявить главную информацию из текста. Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоев краски и изучить мазки. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. Проверить полученные знания в играх по цветоведению. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение). Участвовать в беседе о графике. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки.
| 14 |
Декоративное искусство | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства. Выявить закономерности построения орнамента. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Дать эстетическую оценку выполненным работам. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате. Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Выполнить задания по заданной последовательности работы. | 8 часов |
Народное искусство | Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: карго-польской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. | 7 часов |
Мир дизайна и архитектуры | Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить работу по образцу или придумать свои варианты. Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры.
| 5 часов |
Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | В том числе на: | Выполнение практической части программы: | |||
уроки | Практические работы | Проверочные работы | ||||
1 | Виды изобразительного искусства | 14 | 14 | 12 | 1 | |
2 | Декоративное искусство | 8 | 8 | 6 | 1 | |
3 | Народное искусство | 7 | 7 | 6 | 1 | |
4 | Мир дизайна и архитектуры | 5 | 5 | 4 | 2 | |
| итог | 34 | 34 | 28 | 5 |
Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Содержание урока (для ин.яз.), наименование контрольных, практических, лабораторных работ, сочинений и т.п. по данной теме1 | Примечание (дом.задание,) | |
I ПОЛУГОДИЕ Виды изобразительного искусства (14 ч) | |||||
1 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. Сочетаем цвета. С. 3-15 |
|
| Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Ключевые слова: картина, холст, пятно. Повторение основ цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнителные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, умения соотносить вкус и цвет. Обучение умению работать с акварельными красками. |
|
2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. С.16-21 |
|
| Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся. |
|
3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи. С.18-21 |
|
| Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение способам элементарного изображения в рисунке пространства. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла. |
|
4 | Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» С. 22-27, 31 |
|
| Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа. |
|
5 | Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнееокно». «Облака». Гуашь». С.28-30,32-33 |
|
| Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи. |
|
6 | Школа живописи. «Краски и настроение». С.34-35 |
|
| Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета. |
|
7 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». С.36-41,48-49 |
|
| Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка. |
|
8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». С.42-45,52 |
|
| Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетической оценки окружающего мира. |
|
9 | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». С.46-47,53 |
|
| Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приёмов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кувшин и яблоко. |
|
10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок». С.50-51 |
|
| Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья. |
|
11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. С.54-57 |
|
| Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф. |
|
12 | Лепка декоративной чаши. Школа декора. С.60-61 |
|
| Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. |
|
13 | Лепка рельефа «Птички.» Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». С. 62-63 |
|
| Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. |
|
14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С.64-65 Лепка декоративной чаши. С. 58-61 |
|
| Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. |
|
| |||||
15 | Декоративное искусство вокруг нас. С.70-71 |
|
| Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. |
|
16 | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» С. 72-73 |
|
| Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир. |
|
| |||||
17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. С.74-77 |
|
| Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.
|
|
18 | Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». С.78-79 |
|
| Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. |
|
19 | Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. С. 80-83 |
|
| Обучение умению создавать декоративные композиции. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе. |
|
20 | Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. С.84-85 |
|
| Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей. |
|
21 | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». С. 86-89 |
|
| Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей. |
|
22 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С.90-91 |
|
| Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года».
|
|
Народное искусство (7 ч) | |||||
23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. С.94-97 |
|
| Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству. |
|
24 | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. С.98-101 |
|
| Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. С.102-103 |
|
| Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
26 | Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства. С.104-107 |
|
| Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры. Обучение умению лепить и расписывать каргопольские игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
27 | Печенье тетёрки. Школа народного искусства. С.108-109 |
|
| Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
28 | Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. С.110-111 |
|
| Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
29 | Проверочный урок. Твои творческие достижения С.112-113 |
|
| Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности. |
|
Мир дизайна и архитектуры (5 ч) | |||||
30 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. С. 118—123 |
|
| Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активности, умения планировать работу, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. |
|
31 | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. С. 124—127 |
|
| Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды. Развитие фантазии и творческого воображения. |
|
32 | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». С. 128—131 |
|
| Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие творческого воображения. |
|
33 | Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». С.132-135 |
|
| Развитие зрительного восприятия и ощущения цилиндрической формы. Обучение умению различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие фантазии и творческого воображения. |
|
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». С.136-137 |
|
| Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, |
|
35 | Резервный урок. В мире дизайна и архитектуры. Школа архитектуры. Башня. |
|
| Развитие представлений о дизайне и архитектуре как видах искусства. Продолжение изучения основ формообразования. Обучение конструированию башни по свободному замыслу. Развитие творческих способностей, умения планировать работу и работать в коллективе. |
|
ИТОГО:___ часа
1